Данный подход рассматривает причины неуспеваемости младших школьников сквозь призму нейропсихологического подхода, что позволяет выявить ключевые моменты возможной коррекции неуспевемости путем применения конкретных методик, направленных на развитие соответствующих отделов мозга и соответствующих им психологичесиких функций, что является важным практическим моментом при устранении учебной неуспеваемости младщих школьников.
В настоящее время в научной психолого-педагогической среде превалирует комплексный подход к исследуемой проблеме, который включает принятие как биологических, так и социологических теорий возникновения причин учебной неуспеваемости.
Примером этому служит классификация причин школьной неуспеваемости, которую приводит Алмассуд Халед в статье «Причины и особенности трудностей в учебной деятельности младших школьников: этнопсихологичесикй аспект». Данный автор классифицирует причины школьной неуспеваемости, разделяя их на две группы:
1) Причины возникновения трудностей в обучении, обусловленные внешними факторами, такими, как:
— неблагоприятные социально-бытовые условия (влияние плохих условий проживания семьи, отдаленность местожительства от места обучения, ошибки в процессе воспитания, неблагоприятный социально-психологический климат в школе и проч.);
— неблагоприятные социокультурные условия (традиции семьи, положение семьи в социуме);
— неблагоприятные условия протекания процесса обучения (низкая компетентность педагогов, несоответствие школьных программ и методик обучения личностных особенностям учеников, несовершенство методов преподавания и т.п.);
— неблагоприятные экологические условия, которые могут оказывать косвенное влияние на процесс обучения, посредством влияния на здоровье ученика и могут, в значительной степени, обуславливать его неуспеваемость.
2) причины, обусловленные внутренними факторами:
— Недостаточный уровень сформированности психических процессов ( в когнитивной, эмоционально-волевой, мотивационной сфере).
— Влияние индивидуально-типологических особенностей учащегося (его темперамент, черты характера, наличие сомаиической ослабленности, нарушения отдельных психических функций и проч.).
—Влияние гендерных особенностей (биологически обусловленная предрасположенность к определенным видам деятельности, в зависимости от пола учащегося) [2, с. 86].
Другие современные авторы так же придерживаются комплексного подхода; так, М.М. Безруких отмечает, что проблема неуспеваемости является одновременно педагогической, медицинской. психологической и социальной проблемой, соответственно, для выявления причин неуспеваемости необходимо проводить комплексное исследование, включающее как психологические, так и психофизические и социологические методы.
Исследователи отмечают, что множество трудностей в учебной деятельности может способствовать формированию определеного «порочного круга», то есть, каждая нежелательная причина, изначально вызванная различными внешними обстоятельствами, в последствии способствует появлению других нежелательных причин, при этом они постоянно усиливают действие друг друга. Именно поэтому необходимо рассматривать данную проблему комплексно и индивидуально для каждого конкретного случая, с целью эффективной коррекции данного явления, поскольку выявление лишь одной причины школьной неуспеваемости не является эффективным, в случае, если необходимо выстраивать коррекционную работу в соответствии с этим подходом [49, с. 182].
Неуспеваемость и самооценка младших школьников
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.