Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Наставничество, как особый вид педагогической деятельности

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Наставник – это сотрудник, обладающий достаточным опытом, передающий свои профессиональные умения. Наставник должен обладать коммуникативными навыками, гибкостью в общении, способностью и готовностью делиться знаниями и опытом, уметь организовывать и контролировать выполнение работ, анализировать полученные результаты. Роль наставника требует соблюдения профессиональной этики, глубокого осознания личностно ориентированного подхода к наставляемому. Наставник может использовать средства поддержки саморазвития личности наставляемого, организации сетевого взаимодействия [5]. В основе наставнической деятельности лежит принцип добровольности, при котором наставник и наставляемый взаимодействуют на взаимовыгодных условиях. Однако наставнические пары могут не складываться из-за ряда причин: недостаточная компетентность наставника в профессиональных вопросах, имеющих предметную специфику, несоответствие индивидуальных стилей в работе, загруженность наставника, не позволяющая ему уделять достаточно времени для работы с подопечным, низкая мотивация.
В процессе наставничества существует также проблема ограниченности знаний и навыков наставника. Таким образом, наставник должен быть на шаг впереди подопечного за счет самообразования и внешнего обучения.
Данные проблемы могут быть решены посредством взаимодействия образовательной организации со специалистами дополнительного профессионального образования в подготовке педагогов-наставников. Модель взаимодействия образовательной организации и учреждения дополнительного профессионального образования может быть реализована в рамках функционирования научно-прикладных проектов. Направление наставнической деятельности в каждом случае соответствует целям и задачам научно-прикладного проекта и преломляется в систему задач, поставленных перед педагогами профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Нормативными основами такого взаимодействия являются программа развития института на 2018–2020 г., соглашение между образовательной организацией и институтом и положение о наставничестве в образовательной организации.
Наставником может стать преподаватель, который имеет опыт в проектной и исследовательской деятельности. Выступая в роли наставника, сотрудник института оказывает методическую поддержку педагогическим работникам в их профессиональной самореализации, осуществляет подготовку педагогических работников к осуществлению выбора методов и приемов проектно-исследовательской деятельности, сопровождает процесс профессионального становления учителя как будущего наставника для учащихся и коллег. Выбор субъекта наставничества осуществляется на добровольной основе администрацией образовательной организации.
Наставляемый – это педагог, испытывающий дефицит знаний, опыта и ресурсов, нуждающийся в мотивирующей, обучающей среде, индивидуальной поддержки и сопровождении для удовлетворения своих потребностей (познавательных, психологических, профессиональных, эмоциональных и др.). На данном этапе возникает необходимость в налаживании мотивационных механизмов системы наставничества.
В современной образовательной практике в последнее время вопрос о мотивации педагогической деятельности стоит особенно остро, поскольку именно мотивация определяет характер деятельности, непосредственно влияет на ее результативность. [3, с. 46] Мотивация наставнической деятельности может осуществляться через предоставление возможностей для повышения профессионального статуса наставляемого, его карьерного роста, пополнения портфолио, повышения квалификации и увеличения экономической эффективности системы наставничества.
В процессе взаимодействия субъектов наставничества педагог расширяет свой опыт и повышает квалификацию, что позволяет повысить качество преподавания по соответствующему предмету, продуктивность участия одарённых учащихся в олимпиадах и конкурсах, результативность прохождения промежуточной и итоговой аттестации и другое. Полученные знания и опыт наставляемый может передать своим коллегам. Таким образом, в образовательной организации может быть сформирована внутрифирменная система наставничества, что включает с себя разработку соответствующих локальных актов, направленных на регламентацию наставнической деятельности, создание условий для формирования предметно-развивающей среды. Система наставничества может применяться не только в направлении образовательной деятельности, но и воспитательной: работа с трудными подростками, формирование экологического мышления школьников, воспитание патриотизма и т. д.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.