Осваивание звукобуквенных обозначений происходит также на основе возможности не только фиксировать, но и производить в памяти зрительные объекты. Когда ребенок усваивает букву, то следующим выступает чтение слов и слогов с ней. Однако на данной ступени ребенком воспринимается не целый слог или слово, а лишь отдельная буква.
2. Чтение по слогам. На стадии слогового чтения ребенок начинает узнавать быстро буквы и происходит слияние звуков в слоги без затруднений. На данной стадии, слог является основной единицей чтения.
Ребенком происходит чтение слова сначала по составляющим (основной единицей чтения на данной стадии – по слогам), далее выявленные слоги объединяются в полное слово, конечный этап – это осмысление прочитанного.
3. Стадия развития и осваивания ребенком синтетических приемов чтения. На этой стадии ребенок быстро воспринимает знакомые и простые слова в совокупности и целостности. Однако слова, малознакомые или трудные для ребенка, им читаются по слогам и также смысл воспринимается как последняя стадия. Последующая работа дает возможность перейти на следующую стадию.
4. Стадия полного синтетического чтения. На данной стадии, ребенок полностью с технической точки зрения овладевает навыком чтения. Но остается дополнительная задача – это осмысливание читаемого текста.
Хорошее усвоение и достижения достаточного уровня в навыке чтения возможно благодаря формированию устной речи, ее фонетико-фонематической стороны (фонематический синтез и анализ, слуховая дифференциация фонем, а также произношение), лексико-грамматического строя, лексико-грамматического синтеза и анализа, а также формирование зрительного анализа [10, c. 54].
Таким образом, сделаем следующие выводы. Чтение – это сложный психический процесс, который имеет многоуровневое и многозвеньевое строение. Овладение и формирование данного навыка требует четкого следования и контроль прохождения стадий. Данные стадии формирования чтения как навыка – уникальны по своим характеристикам и свойствам, которые определяются конкретной психологической структурой, качественными особенностями, своими приемами, задачами и трудностями овладения.
Младшие школьники успешно и полноценно овладеть навыком чтения благодаря следующим предпосылкам:
Развитие речедвигательных, зрительных, а также речеслуховых анализаторов;
Умение сопоставлять букву с ее фонемой;
Оречевление слов, звуков, текста;
Понимание смысла прочитанных слов, а в следствии предложений и блоков текстов.
Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.