Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Нарушение смысловой стороны высказывания у детей с ТНР

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Под связной речью в широком смысле слова следует понимать определенную единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и каждое независимое отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи. Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи.
Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это: «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Исходя из этого, одной из главных характеристик связной речи является ее разборчивость для собеседника.
Связная речь – это такая речь, которая отражает все стороны собственного предметного содержания. Речь бывает несвязной по двум факторам: либо из-за того что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
Исходя из сказанного, под связной речью в широком смысле слова понимается любая единица речи, где языковые компоненты являются организованными по законам логики и законам грамматического строя языка и составляют одно целое. В соответствии с этим каждое отдельное самостоятельное предложение рассматривается как одна из разновидностей связной речи [6].
Основное назначение связной речи – это ее коммуникативная функция. Она осуществляется в двух основных видах – диалоге и монологе, и каждый из них имеет свои преимущества, которые определяют вид методики их развития. Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи.
Диалогическая (диалог) – первичная по происхождению форма речи. Прежде всего, следует отметить ее социальную направленность, так как именно она существует для непосредственного живого общения людей между собой. В состав диалога как формы речи входят реплики (отдельные высказывания), а также цепи последовательных речевых реакций. Диалог состоит из чередующихся обращений или существует в виде беседы нескольких участников речевого общения. Все собеседники, ведущие диалог, должны опираться на знание ситуации, предмета, о котором ведется беседа. В процессе диалога участники используют не только речь, но и невербальные компоненты, например, мимику и жесты, различные виды интонации, темпа, ритма. В связи с особенностями их выбора можно судить о характере речевых высказываний [3].
Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог является прекрасным средством передачи информации одним человеком другим людям. Монолог характеризуется односторонним и непрерывным характером высказывания. Ему присущи также логическая последовательность изложения, развернутость, произвольность, широкая ориентация на слушателя. Кроме того, в процессе монолога человек в минимальной степени использует различные невербальные средства передачи информации.
Помимо этого, человек, ведущий монолог, как правило, заранее задает и планирует речевое высказывание. Сопоставляя монолог и диалог можно добиться существенной развернутости, а также программированности и большей производительности. В сравнении с диалогом, монолог значительно контекстнее излагается, а также включает тщательный отбор адекватных средств лексики, сложных синтаксических конструкций [12].
И.Т. Власенко отмечает, что «истоки качества связной речи следует искать в механизмах порождения высказываний. Поэтому крайне важно рассмотреть хроно-генетические последовательности становления фразы. Отбор и согласование содержания будущего высказывания и лексических форм его выражения происходит при ступенчатом освоении познаваемого образа: эмоционально-волевая ступень (желание действовать); сенсомоторная (апробация объекта или события как будущего сюжета высказывания); символьная (создание комплексного мыслеобраза по следам опытных сведений); логическая (анализ события и определение его места среди уже имеющихся сведений); лингвистическая (проговаривание события)» [10].

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.