Понимание обращенной речи на 2 уровне ОНР значительно развивается за счет различения грамматических некоторых форм. Дети могут быть ориентированы на морфологические элементы, которые для них приобретают смыслоразличительное значение. Понимание значения предлогов может происходить только в хорошо знакомой ситуации. В большей степени усвоение грамматических закономерностей относится к тем словам, которые равно вошли в активную речь ребенка[18].
Фонетическая сторона речи может быть охарактеризована наличием многочисленных смешений звуков, замен и искажений. Нарушено произношение твердых и мягких звуков, свистящих, шипящих, аффрикат, глухих и звонких.
Так же остается типичным и затруднение в усвоении звуко-слоговой структуры слова. При правильном воспроизведении словестного контура нередко нарушается их звуконаправляемость: перестановка звуков, слогов, уподобление и замена слогов. Многосложные слова редуцируются. Выявляется у детей недостаточность фонематического восприятия, неподготовленность их к овладению звуковым синтезом и анализом.
Третий уровень развития речи характеризуется наличием у ребенка развернутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического лексико-грамматического и недоразвития.
Характерным является недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков близкой фонетической или данной группы; замены группы звуков по артикуляции более простыми. Отмечаются зачастую и нестойкие замены, когда в разных словах звук произносится по-разному; смешение звуков, когда ребенок изолировано произносит верно определенные звуки, а в предложениях и словах их взаимозаменяет[6].
Повторяя правильно вслед за логопедом трех или даже четырехсложные слова, дети искажают нередко их в самостоятельной речи, сокращая количество слогов. Большое количество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: замены и перестановки слогов и звуков, сокращение при сочетании согласных в слове.
На фоне развернутой относительно речи замечается неточное употребление многочисленных лексических значений. В активном словаре преобладают глаголы и существительные. Недостаточно слов, обозначающих состояния предметов, качества, признаки и действия. Неумение использовать способы словообразования создает некоторые трудности в использовании вариантов слов, ребенку не всегда удается подобрать однокоренные слова, образовать новые слова при помощи приставок и суффиксов[15].
Они нередко заменяют название части предметов названием целого предмета, необходимое слово — другим, по значению сходным. В свободном высказывании преобладают простые распространенные предложения, почпрактически не употребляются сложные конструкции.
У детей отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании существительных с числительными, существительных с прилагательными в падеже, числе и роде. Огромное количество ошибок наблюдается в использовании как сложных, так и простых предлогов.
Понимание обращенной речи развивается и значительно приближается к норме. Наблюдается недостаточное понимание изменения значения слов, выражаемых суффиксами, приставками; отмечаются трудности в различении морфологических элементов, которые выражают значение рода и числа, понимание лексико-грамматических структур, которые выражают причинно-следственные, пространственные и временные отношения[22].
Пробелы в развитии лексики, фонетики и грамматического строя у детей дошкольного возраста с ОНР проявляются более отчетливо в процессе обучения в школе, создавая в овладении письмом все большие трудности, а так же в овладении учебным материалом и чтением.
В результате многолетнего изучения речи дошкольников 6-7 лет Т.Б.Филичева установила, что может быть выделена еще одна категория детей, которая находится за пределами описанных выше уровней и может определяться как четвертый уровень речевого развития – ОНР четвертого уровня.
У этих детей наблюдаются незначительные нарушения в каждом из компонентов языка. Они чаще проявляются в процессе детального обследования во время выполнения подобранных специально заданий.
На первый взгляд, такие дети производят довольно благополучное впечатление, у них нет яркого нарушения звукопроизношения. Но, как правило, имеет место лишь недостаточная дифференциация звуков.
В нарушениях слоговой структуры характерным своеобразием является то, что ребенок, понимая значение слова, его фонематический образ не удерживает в памяти и в результате наблюдается искажение звуконаполняемости в различных вариантах: парафазии, персеверации, перестановки слогов и звуков, элизии. В редких случаях — добавление звуков и слогов, опускание слогов[30].
Недостаточная выразительность, внятность, нечеткая дикция и несколько вялая артикуляция и оставляют последнее впечатление общей смазанности речи. Имея определенный запас слов, которые обозначают различные профессии, они испытывают огромные трудности при дифференцированном обозначении для лиц женского и мужского рода. Образование слов при помощи суффиксов тоже вызывает значительные затруднения. Ошибки при употреблении существительных с суффиксами единичности, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательных с суффиксами, прилагательных, образованных от существительных, характеризующими физическое и эмоционально-волевое состояние объектов, притяжательных прилагательных остаются стойкими.
Самостоятельное рассказывание, которое требует мобилизации творческих способностей, выливается в скудные и неполные тексты, не вбирающие в себя значимых для наименования элементы ситуации.
Подход, выдвинутый Р. Е. Левиной и другими учеными, таким образом, позволил отойти от описания только отдельных проявлений речевой недостаточности и представить общую картину аномального развития ребенка по целому ряду параметров, которые отражают состояние коммуникативных процессов и языковых средств.
Нарушение лексической стороны речи у детей с онр
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.