На процесс формирования системы управления персоналом организации оказывают влияние несколько групп факторов, которые можно представить в виде схемы 3. Возможности повлиять на внешние факторы организации не имеет. К наиболее существенным и весомым из них можно отнести: демографические тенденции, социальное и экономическое положение, государственное регулирование в сфере трудовых отношений, культурные факторы. Внутренние факторы имеют непосредственное отношение к организации и полностью зависят от условий ее функционирования. Среди них наиболее важные: тип организационной структуры организации, тип предприятия, специфика сложившихся трудовых отношений, применяемы стиль управления, социально-психологический климат в коллективе.
Рисунок 4 – Факторы, влияющие на процесс формирования системы управления персоналом
Механизм факторинга заключается в том, что покупаются активы, которые выражаются в счетах к уплате, кредитора фактором с дисконтом. Оставшаяся сумма выплачивается кредитору, когда фактор получает выплату по счетам, за вычетом процента и комиссий. К примеру, фактор может предложить кредитору 70% выплату от цены счетов сразу и оставшиеся 30%, за вычетом процента и комиссий, когда получит платежи по данным обязательствам. Процент, получаемый в начале сделки, определяется сложившейся исторически ситуации на рынке, которая может отличаться как на уровне отдельной страны, так и для каждой отдельно взятой компании.
Факторинг может быть с регрессом и без регресса по отношению к кредитору. В случае без регрессного факторинга, фактор получает не только счета к уплате, но и большую часть рисков, так как он не имеет права вернуть счета кредитору в случае дефолта дебитора или иных проблем связанных с получением денежных средств. В случае с регрессом фактор имеет права вернуть счет, не выплачивая по нему денежных средств, в случае каких-либо проблем с получением задолженности по счетам к уплате.
Важной характеристикой факторинговых отношений является то, что фактор, как правило, выплачивает авансом менее 100% всей стоимости задолженностей по счетам, хотя приобретает право на них полностью. Разница между авансовой суммой и всей суммой задолженности дебитора по счетам создаёт резерв для фактора. Этот резерв используется для покрытия каких-либо проблем, связанных с выплатой по счетам. Таким образом, в факторинге без регресса, риск распределяется между фактором и его клиентом в виде резерва.
Факторинг также может быть использован с уведомлением или без него. Уведомление подразумевает, что покупатели извещены о том, что их задолженности были проданы фактору. Информирование также подразумевает, что дебитор предоставляет фактору связанные со сделкой документы – счета-фактуры, обязательства по счетам и другие.
Факторинг может быть рассмотрен как пакет услуг. В дополнение к финансовому компоненту, факторы обычно предоставляют 2 сопутствующие услуги своим клиентам: кредитные и коллекторские услуги. Кредитные услуги включают в себя оценку кредитоспособности дебитора. Фактор оценивает основываясь на собственных данных и публично доступных о платежеспособности дебитора. Коллекторские услуги подразумевают деятельность, связанную со сбором платежей по просроченным обязательствам и минимизации потерь по ним. Это включает в себя уведомление дебитора о том, что его счета неуплачены в срок и принуждение к выплате через судебные органы. Таким образом, факторинг позволяет малым и средним предприятиям эффективно проводить аутсорсинг своих кредитных и коллекторские функций при помощи фактора. Это показывает ещё одно отличие между факторами и обычным коммерческим кредиторами.
Факторинг задействует в получении денежных средств активы, не приносящие дохода в краткосрочном периоде. Используя его, компания способна расширить возможности финансирования своего операционного цикла. Однако эта возможность лимитирована размером дебиторской задолженности, величина которой не велика по отношению к общему капиталу компании.
В связи с этим существует иной метод финансирования оборотных средств, позволяющий получить доступ к денежным средствам за счёт имеющихся активов и без расширения пассивов и, не увеличивая задолженности.
Таким образом, можно сформировать несколько свойств, которые характерны для большинства систем управления персоналом:
неразрывность целей организации и целей системы управления персоналом;
управление персоналом – это неотъемлемая часть процесса управления, так как персонал представляется собой объект воздействия, за счет которого организация может воздействовать на финансовые, информационные и сервисные потоки;
процесс управления персоналом находится в тесной взаимосвязи с прочими сферами управления организации: маркетингом, инновациями, финансами, производством;[6]
содержание и составляющие процесса управления персоналом определяются уже сложившимися традициями управления, психологическим климатом в коллективе, конфликтами, потребностями в общении и пр.