Чтобы стратегическое планирование и реализация стратегий имели успех, мало обладать данными о внешней среде организации. Внутренняя среда оказывает непосредственное воздействие на производство и реализацию продукции, и лучше поддается контролю со стороны руководства. Поэтому анализ внутренней среды должен проводиться наравне с анализом внешней среды и должен быть направлен на определение возможностей, потенциала, а также на выявление сильных и слабых сторон организации по сравнению с конкурентами на рынке.
Залогом успешности бизнеса в долгосрочной перспективе выступает разработка и формирование маркетинговой стратегии. В их основе лежит необходимость выбора верного вектора маркетингового поведение.
В настоящее время чаще всего исползают следующие подходы к выбору и планированию маркетинговой стратегии бизнеса. В общем виде они представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.
Рис. 3. Базовые методы анализа внутренней и внешней среды
Каждый из представленных методов имеет свои достоинства и недостатки. Основным преимуществом их использования считается наглядность структуризации информации и относительна простота использования, а недостатком — узость оцениваемых параметров.
SWOT-анализ отличается от других методов анализа тем, что включает в себя как элементы внутренней среды организации, так и элементы внешней среды, что дает наиболее полное представление о текущей ситуации. Анализ проводится при помощи вспомогательных матриц, куда заносятся исходные данные (рис. 4):