Для получения пенсии требуется определенный перечень квалификационных условий, которым должен обладать ее получатель (на профессиональном жаргоне страховщиков – бенефициарий), самый главный критерий – достижение указанного в законодательстве возраста, для выхода на пенсию; медицинское заключение о наступлении инвалидности, свидетельство о смерти кормильца, документальное подтверждение необходимого стажа работы.
1.2 Особенности функционирования системы пенсионного обеспечения РФ
Под пенсионной системой следует понимать совокупность законодательных и финансовых отношений, а также профессиональных организационных структур, предметом которых выступает материальное обеспечение граждан в момент наступления оговоренного в законодательстве возраста, инвалидности, потери кормильца, а сущностью пенсионной системы является аккумулирование и выплата денежных средств.
Ученые, при формировании пенсионных систем, выделяют два основных подхода: первый подход заключается в необходимости обеспечения минимальных гарантий уровня прожиточного минимума для всех граждан, включенных в систему (борьба с бедностью); второй подход заключается в том, что пенсия является резервируемой долей заработной платы, обеспечивающая гарантию застрахованному работнику в сохранении дохода, соотносимого с его предпенсионным уровнем.
Данная установка была обозначена в Рекомендации №67 «Об обеспечении дохода» Международной организацией труда в 1944 году, в которой обязательного страхование обозначено как цель: «уменьшать нуждаемость и предотвращать нищету путем восстановления до приемлемых размеров дохода работников, утраченного по причине нетрудоспособности, включая старость».
На этапе разработки пенсионного обеспечения произошел процесс сближения этих двух целей: доступные системы стали включать в себя страховые, а страховые – внесли в себя положения о минимальных гарантиях.
Дуалистическая экономическая природа и двойственная обязанность выполнения пенсии стали не просто признанным фактом, а также нашли свое место почти в каждой пенсионной системе.
Пенсионное страхование может действовать в двух формах: добровольного и обязательного страхования (приложение 1.).
Обязательное пенсионное страхование основано на принципах социального страхования, формой организации которого является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Формирования бюджета средств обязательного пенсионного страхования происходит за счет целенаправленных отчислений предприятий, взносов индивидуальных предпринимателей, организаций любой формы собственности, учреждений и государственных субсидий.
Добровольное пенсионное страхование относится к категориям личной заинтересованности и ответственности к данному подходу, взаимовыручки при нехватке субсидиарной поддержки государства. Добровольное пенсионное страхование является важным элементом некоммерческой страховой деятельности, в отличие от обязательного пенсионного страхования, оно также контролируется законодательством о страховании, и осуществляется при помощи негосударственных пенсионных фондов.
Для пенсионного страхования свойственно то, что оно основано на распределении доходов работающего населения между периодами трудовой жизни и периодом нахождения на пенсии. Учитывая значимые различии в формах и условиях занятости и величине заработной платы, могут быть применены различные методы резерва средств на финансирование пенсионных целей, в основу которых положены принципы обязательного социального страхования, государственного социального обеспечения, индивидуального страхования.
Разнообразные сочетания основополагающих пенсионных институтов и механизмов социального обеспечения создают национальные системы пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения. В формировании и качественном исполнений функций этих систем главную роль определяют государству, которое в свою очередь обеспечивает национальные системы социальной защиты граждан, помогая работодателям и наемным работникам по организации всевозможных страховых институтов.
Пенсионный Фонд РФ является самостоятельной единицей – финансово-кредитное учреждение, некоммерческая организация, созданная государством в целях государственного обеспечения граждан. Пенсионный Фонд РФ имеет права управлять средствами государственного пенсионного обеспечения, а также другим имуществом, которое прописано законодательно. Единственным страховщиком может выступать только ПФ России. Взносы по данному виду пенсии начисляет работодатель в соотношении с заработной платой рабочего. Данные отчисления регулируются Федеральным Законом «О страховых взносах».
Отличительной чертой государственного пенсионного страхования от добровольного можно отнести то, что при добровольном страховании трудовой стаж не требуется (приложение 2).
Действующий механизм ограничивает обеспечение пенсионных прав должными финансовыми ресурсами, что приводит к несбалансированности как бюджета Пенсионного Фонда, так и федерального бюджета. Введение новой пенсионной формулы, ведущей за собой изменения от формирования пенсионных прав в абсолютных величинах, к формированию в относительные величины, что позволяет распределить имеющийся доход среди пенсионеров ежегодно. Тем самым увеличивая зависимость между размером пенсии и личным вкладом в пенсионную систему.
Таким образом, с одной стороны, пенсия является материальной основой, направленной на удовлетворение потребностей членов общества, которые не в состоянии вести трудовую деятельность, в связи с потерей трудоспособности. С другой стороны можно трактовать пенсию как долю трудового вклада нетрудоспособных в общественное производство. Согласно утвержденной в Российской Федерации структуре пенсионного обеспечения государство предоставляет минимальный уровень денежных средств для существования, а в основе дохода пенсионера лежат накопленные в течении трудовой деятельности пенсионные права, как за счет обязательного пенсионного страхования, так и за счет вклада добровольных пенсионных взносов работодателей и застрахованных лиц.