В качестве рабочего в данной курсовой работе принимается следующее определение: «Система управления компанией представляет собой комплекс, формируемый и применяемый в компании для оказания целенаправленного воздействия на объект управления для перевода этого объекта в желаемое состояние». В общем виде упрощенная модель системы управления компанией включает в себя управляющую подсистему, управляемую подсистему, каналы направленного управленческого воздействия и каналы обратной связи.
1.2. Характеристики современных систем управления компаниями
Исследование систем управления, как вид научной и научно-практической деятельности, направлен на «развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями». Для облегчения исследования современных систем управления выделяются отдельные ключевые характеристики этих систем (рисунок 1).
Рисунок 1. Характеристики систем управления компаниями (ключевые)
Структурность системы управления компанией предполагает наличие упорядоченности в расположении и взаимосвязи элементов управленческой подсистемы. Описывается данная характеристика чаще всего управленческими уровнями (высший менеджмент, средний менеджмент, низший менеджмент) и управленческой структурой предприятия, также как и распределением управленческих полномочий между элементами управляющей подсистемы. Также данная характеристика позволяет описать типовой набор подсистем в системе управления, к которым относятся функциональные подсистемы, выделяемые по объекту управления:
подсистема управления качеством;
подсистема управления данными и знаниями;
подсистема управления персоналом
подсистема управления сбытом и проч.
а также функциональные подсистемы, выделяемые по характеру
управленческого воздействия:
подсистема целеполагания
подсистема планирования
подсистема мотивации
подсистема контроля
информационно-аналитическая подсистема.
Иерархия подсистем и субъектов управления образует сложную комплексную структуру системы управления современной компанией.
Устойчивость системы управления предполагает наличие тесных взаимосвязей между элементами управленческой подсистемы. Неустойчивые системы управления распадаются, реорганизуются, демонстрируя низкую эффективность даже в краткосрочной перспективе.
Адаптивность представляет собой характеристику системы управления, позволяющую прогнозировать устойчивость этой системы в условиях меняющейся внешней среды в долгосрочной перспективе. Характеристика описывает скорость и способность реакции на изменения во внешней среде при сохранении целостности системы управления.
Управляемость системы управления как основная ее характеристика показывает способность управляющей подсистемы за счет грамотного и своевременного применения управленческого воздействия снижать энтропию управляемой подсистемы. Чем большую долю энтропии (неопределенности) управляющая подсистема в состоянии снять с управляемой подсистемы, тем выше будет эта характеристика у системы управления.
Достижимость системы управления предполагает способность управленческой подсистемы достичь требуемых характеристик выходного сигнала, т.е. выполнить тактические и стратегические задачи. Она не отражает эффективность, поскольку для эффективности важно не только достичь заданных характеристик, но и обеспечить грамотное описание и выбор этих характеристик с учетом состояния внутренней и внешней среды компании.
Состояние мотивации персонала как объекта и субъекта управления играет исключительно важную роль для повышения адаптивности, долгосрочной устойчивости и управляемости системы управления. Мотив представляет собой «относительно стабильное во времени, индивидуальное и обусловленное ситуацией поведение или долговременную склонность к определенным целям и оценкам». Занковский А.Н. определяет мотивацию в общем как процесс, определяющий энергетическую сторону и направленность поведения человека.
Кибанов А.Я., в свою очередь, определяет трудовую мотивацию как «стремление работника удовлетворить свои потребности в определенных благах посредством труда, направленного на достижение целей организации». Соответственно, мотивация – это внутреннее состояние работников, обуславливающее их стремление по достижению собственных целей (удовлетворению потребностей) путем выбора грамотной модели трудового поведения.