Естественно, что все эти сведения приобретаются в течение долгого времени. Вначале, на первом же уроке, посвященном изучению конкретного приема, занимающимся сообщаются сведения, о которых сказано в пунктах 1, 2 и 3. В процессе усвоения приема уточняются вопросы пункта 4. Вопросы, поставленные в пункте 5, раскрываются по мере того, как прием с одним (основным) захватом доводится до уровня автоматизма при сравнительно благоприятной динамической ситуации, т.е. тогда, когда противник не слишком затрудняет проведение приема (например, в схватке, целью которой является техническое совершенствование борца).
Задачи из пункта 6 решаются уже на уровне мастерского владения приемом для усиления его действия. Вначале же при обучении, чтобы создать нужное представление о движении и в дальнейшем выработать правильный двигательный стереотип, методу подражания или «способу» обучения, по принципу «давай, не бойся», следует предпочесть конкретную и последовательную связь двигательных задач [1].
Обученные таким методом борцы в дальнейшем прекрасно сознают форму движения, а впоследствии и правильный его ритм. Они не только легко обнаруживают ошибки товарищей, но приучаются анализировать свои движения. Если в процессе обучения им также говорили о причинах, порождающих те или иные ошибки, то они сами, как правило, умеют их впоследствии исправлять.
Дальнейшее обучение должно касаться того, когда, после каких предварительных движений должен включаться изученный прием, какие изменения в его деталях будут необходимы (если это потребуется). При этом изученный навык уже должен, конечно, выполняться совершенно автоматически, так как придется сосредоточивать внимание на других вещах. Но освоенный таким образом навык еще не станет коронным приемом, пока борец не научится преодолевать различное по характеру и степени сопротивление противника и добиваться уже на этом фоне необходимой ему динамической ситуации. Эта третья по счету и едва ли не самая важная задача — тактически подготовить прием и осуществить технико-тактическую взаимосвязь элементов.
Для реализации принципа активности в обучении помимо сказанного очень важно с самого начала насытить занятия по борьбе эффектными приемами.
Несколько слов о принципе наглядности. Реализация этого принципа осуществляется путем привлечения к процессу обучения, по возможности всех анализаторов. В борьбе зачастую внешняя картина проведения приема может вполне удовлетворить тренера. Однако стоит тренеру занять место атакованного, и он обнаружит, что усилия вовсе не те, которых следует ожидать. Это происходит потому, что один из борцов копирует внешнюю сторону движения, а другой поддается ему. В этом случае для наглядного представления о правильном усилии тренеру следует самому продемонстрировать усилие, чтобы оба борца ощутили его. Иной раз это может быть и болевое ощущение.
Для атакованного сзади борца очень важно знать, какого рода атаку, и в какую сторону ему следует ожидать. Для этого нужно уметь ощущать противника локтями, спиной, бедрами, ступнями, боками и таким образом получать нужную информацию. Одним словом, надо знать о положении противника и его готовности провести тот, или иной прием, не видя его.
Ввиду быстротечности некоторых приемов и невозможности в связи с этим заметить сразу несколько важных для правильного проведения приема деталей тренеру следует вести наблюдение за ними последовательно и обучать этому же учеников. Такая организация впоследствии облегчит наблюдение за потенциальными противниками, когда следует не просто смотреть, что в большинстве случаев и бывает, а наблюдать за тем, к какому захвату стремится противник, как он его осуществляет, к каким обманным действиям прибегает, каким образом продолжает атаку, как осуществляет контрприемы и пр. Такое наблюдение в дальнейшем дает материал для тактической подготовки схватки.
Многолетняя спортивная подготовка юных спортсменов в ДЮСШ и СДЮШОР
- Diplom777
- Физическая культура
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Diplom777