Чаще всего ученые трактуют межпредметные связи как принцип дидактики. А. Макова отмечает, что межпредметные связи следует рассматривать как один из дидактических принципов, реализация которого существенно влияет на содержание и объем знаний, формирование важных приемов самостоятельной работы, мировоззрения студентов [6, с. 365].
П. Кулагин отмечает, что межпредметные связи — это «принцип обучения, согласно которому обучение нового программного материала строится с учетом содержания смежных учебных предметов» [4, с. 33].
Часть исследователей (В. Оконь, С. Рашкова, М. Фицула и другие) определяют межпредметные связи как взаимную согласованность содержания учебных предметов, обусловленную системой наук и дидактическими целями [6, с. 366].
Большая группа ученых определяет межпредметные связи как дидактическое условие. У разных авторов это условие трактуется неодинаково: условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками (В.Федорова, Д.Кирюшкин) [9, с.226]; условие повышения уровня обучения, развития и мышления, формирование научного мировоззрения, оптимизации процесса усвоения знаний, формирования обобщенных умений.
Существует понимание межпредметных связей как средства. По В. Якиляшеку, межпредметные связи выступают средством комплексного подхода к обучению и усиления его единстве с воспитанием [9, с.227].
А. Усова трактует межпредметные связи как отражение взаимосвязей между науками, основы которых изучаются в школе, в содержании учебного материала, его структуре и методах обучения [4, с. 58].
Межпредметные связи считают самым распространенным и наиболее теоретически исследованным уровнем (формой, средством) интеграции, поскольку в некоторых случаях они формально имеют структуру и характеристики, близкие к интеграционным процессам [11, с. 367].
В. Максимова трактует межпредметные связи как средство отражение в содержании каждого учебного предмета и в учебной деятельности продуктов межнаучной интеграции, поскольку они способствуют реализации принципа научности в содержании обучения [7, с. 25].
Часть ученых объясняет сущность межпредметных связей с точки зрения деятельностного и системного подходов как системы.
П. Кулагин определяет межпредметные связи как систему работы педагога и студентов, взаимосвязанной деятельности педагогов разных учебных предметов, во время которой в процессе овладения знаниями привлекается содержание смежных дисциплин с целью прочного усвоения программного материала [9, с. 77].
По А. Еремкину, межпредметные связи выступают системой отношений между знаниями, умениями и навыками, которые формируются в результате последовательного отображения в средствах, методах и содержании учебных дисциплин тех объективных связей, которые имеются в реальном мире [9, с. 78]. Вид межпредметных связей (по А. И. Тремкину) — конкретная форма взаимодействия частей и элементов знаний, умений и навыков с точки зрения их содержания и специфических особенностей проявления [8, с. 58].
Итак, в современной дидактике нет однозначного, общепринятого подхода к определению этого понятия. Трудности неоднозначного толкования понятия объясняются сложностью самой категории межпредметных связей.
Межпредметные связи в начальном образовании
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.