И уже в 90-е годы большинство педагогов и научных деятелей сошлись во мнении, что межпредметные связи – это особенно значимый «в условиях научной интеграции фактор формирования содержания и структуры учебного предмета, а сама структура учебного предмета служит одним из объективных источников многообразиях их видов и функций». Таким образом, изучение каждой дисциплины в отдельности от остальных обедняет процесс познания. И только используя межпредметные связи возможен целостный процесс обучения.
В современном мире возникают разнообразные подходы к образованию, формирующиеся в рамках многообразных теорий и концепций образования. Интеграция в образовательном процессе, основывающаяся на всеобщей объективной картине мира и предполагающая целостность формируемой личности ученика и всего процесса обучения является как раз одним из таких современных и быстро вливающихся в систему подходов. Понятие интегрированного подхода включает в себя взаимодополнение процессов преподавания и учения, единство содержательной и процессуальной сторон обучения, межпредметные связи, взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности.
Исходя из этого, мы понимаем, что в современном образовании роль межпредметных связей значительно возросла, как и возрос подход к самому изучению и понимаю связей, ведь ее использование в системе образования может помочь с решением практических задач развития общества. Межпредметные связи способствуют повышению научности и доступности обучения, усилению познавательной деятельности учащихся и улучшению качества их знаний.
К сожалению, нет точных данных о том с какой регулярностью используются межпредметные связи среди учителей образовательных учреждений, но изучая научную литературу и научные статьи по теме применения межпредметных связей в образовании, мы убедились в том, что подавляющая часть педагогов и научных деятелей, уверены в целесообразности использования межпредметных связей в образовательном процессе на всех ступенях образования.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что несмотря на немалое количество спорных моментов вокруг данной темы, межпредметные связи применяются в работе, и соответственно, существует определенная структура и способы организации, на которые следует опираться во время создания урока с применением межпредметных связей и в процессе ведения самого урока.
«Разработка теоретических основ межпредметных связей в учебной теме с точки зрения раскрытия ее ведущих положений дает возможность применить механизм выявления и планирования межпредметных связей к конкретным темам изучаемого учебного предмета».
Для создания модели межпредметных связей в учебной теме, следует провести два структурно-логических анализа содержания учебных дисциплин: внутренний и внешний.
Внутренний — это структурно-логический анализ содержания темы, которая в данный период времени изучается, на предмет выявления в ней ведущих положений и ключевой информации, которая является связеобразующим элементом.
Внешний — это структурно-логический анализ содержания тем иных дисциплин учебного плана, где основной целью является выявление дублируемой информации с информацией смежных дисциплин и выявление «опорных» межпредметных знаний, которые необходимы для всестороннего раскрытия сути темы изучаемого учебного предмета.
При создании программы, по которой организуется весь учебный процесс занятия, стоит обращать внимания, что в любой дисциплине можно выявить:
– знания о природе, обществе, человеке и способах его деятельности;
– опыт осуществления известных способов деятельности,
– воплощающихся вместе со знаниями в навыки и умения личности; опыт творческой деятельности;
– опыт эмоционально-ценностных отношений к знаниям и действительности.
Все вышеперечисленные элементы присутствуют как в теоретических дисциплинах, так и дисциплинах профессионального цикла, что позволяет преподавателю выявить множество точек соприкосновения различных, на первый взгляд совершенно несовместимых, дисциплин. Но именно обширное и всестороннее использование межпредметных связей в процессе обучения позволит учащимся сформировать целостную картину мира.
После определения опорных межпредметных знаний следует их реализация, которая может проявляться несколькими способами:
– урочный (обобщающие уроки, учебные темы);
– тематический — вся система занятий учебной темы подчиняется решению крупной межпредметной проблемы;
– сквозной — система занятий, охватывающих несколько учебных тем разных курсов;
– внутрицикловой (одинаковые темы в разных дисциплинах);
– межцикловой (конкретизация учебного материала за счет смежной темы родственной дисциплины, за счет дополнения информации).
Исходя из выше сказанного и проведя анализ информации о организации межпредметных связей в образовательном процессе, мы пришли к выводу, что основой для успешного применения данных связей, а также повышения уровня знаний и умений у учащихся необходимо несколько составляющих, которые являются равноценными по отношению друг к другу:
Межпредметные связи права, истории, обществознания
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.