Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Межличностные отношения в детском коллективе: диагностика и коррекция.

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Из научных работ отечественных психологов мы видим, что в любой малой группе, в том числе и в дошкольной, имеется непростая система межличностных соподчиненных связей ее членов. В соответствии с их деловыми и личностными качествами, ценностными ориентациями группы, определяющими, какие качества особо высоко в ней значатся. Продолжительность существования и устойчивость состава, частота контактов, единство главной для всех деятельности, совокупность ценностных ориентаций — основные суммарные описания малой группы.
Анализируя становление общения детей со сверстниками, возможно отследить и этапы развития отношений к другим детям. От двух до семи лет взаимоотношения детей преодолевают довольно непростой путь возрастного развития, состоящего из трех важных этапов [9].
У детей раннего возраста содержание общения, невзирая на свою формальную несложность, не подчиняется конкретному распознаванию. И не укладывается в общепринятые границы общения взрослых между собой или ребенка и взрослого. Несомненно, это фактические действия, предусматривающие физический контакт, передвижение в пространстве и др., однако, эти действия не имеют прагматической цели. Контакт детей друг с другом чувственно окрашены, однако охарактеризовать его как субъективное можно только со значительными оговорками. Дети недостаточно и бегло откликается на субъективность сверстника, они норовят важным образом выразить самих себя [13].
В середине дошкольного возраста наблюдается радикальная перемена в отношении к сверстнику. В четыре пять лет ситуация взаимодействия детей значительно преображается. В средней группе стремительно увеличивается эмоциональная вовлеченность в действия другого ребенка. Удачи сверстников могут провоцировать обиду детей, а его поражение приводить к ликованию. В ходе игры или продуктивной деятельности дети сосредоточенно и завистливо наблюдают за удачами сверстников и неуклонно оценивают их. Отзыв детей на оценку взрослого тоже становятся наиболее резкими и эмоциональными. В этом возрасте существенно увеличивается количество детских конфликтов, случаются такие явления, как зависть, обида на сверстника [29].
К шести годам существенно повышается эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживание сверстника. В основном старшие дошкольники сосредоточенно следят за действиями сверстника и эмоционально включены в них.
Такая в целом возрастная динамика формирования отношений к сверстнику в дошкольном возрасте. Впрочем, не у всех детей она протекает одинаково, установлено, что имеются существенные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом обуславливают его самочувствие, положение среди других и в конце концов характеристики формирования личности [28].
В период дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) нарастает стойкость избирательных выборов детей, прочен и численный состав детских объединений, насыщенность доводов предпочтений детей (от внешних качеств до индивидуальных характеристик) [19].
Очень быстро возрастает упорядочивание детского коллектива, к старшему дошкольному возрасту наблюдается очевидное разделение детей по их позиции в группе. Одни дети все более и более предпочитаемые для большинства детей, другие — не владеют особой популярностью, либо не принимаются, либо оказываются незамеченными. Чаще всего в детской группе есть двое трое детей, располагающих большей привлекательностью. С ними, как правило, почти все желают водить дружбу, сидеть рядом, с удовольствием исполняют их просьбы.
Кроме этого различаются дети совсем не популярные — с ними не играют, немного общаются, не желают делиться игрушками. Другая часть детей находится промеж этих двух [27].
В любой группе детского сада уже прослеживается и вскрывается, что далеко не всегда отношения детей друг с другом развиваются успешно. Одни приходят и тут же ощущают себя хозяевами; другие весьма быстро попадают в повиновении у первых; третьи пребывают вообще вне игры, сверстники отчего-то не принимают их (притом к отдельным из таких детей они относятся очень отрицательно, на иных вообще не обращают внимание); четвертые правда держатся смело, но без всяких ссор и обид сами уходят от сверстников, выбирая игру в одиночестве. И это далеко не весь реестр различных коллизий в отношениях между детьми, говорящих о том, что одна и та же среда не одинакова для разных детей, так как у каждого из них (к поступлению в детский сад) уже есть опыт эмоциональных отношений с близкими взрослыми и возможными сверстниками. Следовательно, дети приходят в детский сад с разными эмоциональными мироощущениями, разнородными требованиями и в то же время с различными умениями и способностями. И получается, что каждый по-особенному соответствует предписаниям взрослых и сверстников и формирует отношение к себе [25].
Понятно, что опыт начального общения со сверстниками является тем основанием, на котором накладывается дальнейшее социальное и моральное развитие ребенка.
Этот начальный опыт в большинстве случаев устанавливает характер отношений человека к себе, к окружающим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт формируется успешно. У большинства детей уже в дошкольном возрасте закладываются и укореняются отрицательное отношение к другим, которое может иметь очень мрачные отдаленные результаты.
Застенчивость является самой встречающейся и самой затруднительной проблем межличностных отношений. Застенчивость выражается у большинства детей уже в трех четырех летнем возрасте и остается в течении периода дошкольного детства. Фактически все дети, которые были застенчивыми в три года, сберегли это качество до семи лет. Впрочем, застенчивых детей чаще всего не считают конфликтными. Такие дети испытывают довольно сильный внутренний конфликт, который во многом затрудняет и отравляет их жизнь.
Таким образом, подведем итоги. В дошкольном возрасте определяются две системы взаимоотношений: одна — со взрослыми, другая — со сверстниками. Для дошкольников приобретают важность отношения со сверстниками. Особенность этих отношений, заключается в устремленности ребенка на осознание и оценку себя и, тех людей, с которыми он общается. К тому же сверстники совершенно исключительным образом и очень сильно влияют на личность ребенка, его социальное поведение, ценности и систему отношений. В группе сверстников ребенок осваивает первостепенные социальные навыки, которым не смог бы обучится у взрослых: как взаимодействовать с людьми своего возраста, как вести себя с лидером, как противостоять враждебности и не поддаваться доминированию [6].

Picture of Дмитрий Аксёнов
Дмитрий Аксёнов
Мое имя Дмитрий Аксёнов. Около 30 лет назад закончил РГПУ им. А.И. Герцена. Учился на факультете истории и социальных наук. По специальности работаю 25 лет, читаю лекции в институте. Поскольку нагрузка не слишком большая, я подрабатываю репетитором и пишу научные работы на этом сайте. Люблю свою работу за то, что сам всегда узнаю что-то новое, несмотря на мой возраст, и могу делиться полученными знаниями с молодым поколением.