Первый из них представляет сгусток негативных явлений, которые накапливаются во взаимодействии представителей различных этнических общностей (а на уровне «доминирующая большинство — этническое меньшинство» в состояние негативности много добавляет неадекватная этнонациональная политика государства, на территории которого происходит межэтническое взаимодействие). Эти явления имеют способность наиболее остро проявляться в кризисных ситуациях, связанных с социально-экономическим развитием страны, и во время обострения соревнования представителей этнических сообществ за престижные ниши во всех сферах общественной жизни, прежде всего, социальной, политической, культурной.
Как один, так и второй ключевые аспекты (а также и другие) межэтнического взаимодействия, которые оказывают решающее влияние на ее ход и последствия (как, кстати и сама межэтническое взаимодействие), реализуются в определенных пространствах.
Пространства межэтнического взаимодействия
По определению исследователей, «пространство – это структурированное определенными пределами размещения разного рода объектов и предметов, одной из характерных черт которого является возможность измерить дистанцию между ними».
К этому в нашем контексте, очевидно, стоит добавить следующее: любое пространство той или иной степени (а тем более в контексте межэтнического взаимодействия) можно рассматривать как совокупность меньших единиц, которая дает возможность не только измерить дистанцию между объектами, предметами, явлениями, но и условия для взаимодействия друг с другом.
Опираясь на упомянутые характеристики пространства в применении к нашему анализу, под термином «пространство межэтнического взаимодействия» мы предлагаем понимать поле, в рамках которого происходят контакты, общение, связи, отношения как между носителями разных этнических групп, так и самих этнических групп на уровне этнических сообществ.
Само понятие «пространство межэтнического взаимодействия» конструктивно рассматривать с точки зрения физического (и в определенной мере ландшафтно-географического) структурирования, так на уровне этнических сообществ.
Частями пространства, в частности, являются:
а) пространство города (улицы, рынки, магазины, дома, в которых проживают носители разных этничности и культуры);
б) поля, структурированные профессиональной занятостью (рабочие места, учебные заведения и другие образовательные учреждения);
в) культурно-развлекательные центры (молодежные клубы, спортивные учреждения, культурные)
г) социальные центры;
д) религиозные учреждения, музеи, библиотеки и т.п.
Каждая из названных частей физического пространства межэтнического взаимодействия имеет свою роль, которая определяется особенностью их функциональной нагрузки. Так, пространство города создает условия, прежде всего, для непосредственного обмена этнокультурной информации — здесь реализуются межэтнические контакты и межэтническое общение. Зато профессионально структурированы поля являются теми частями пространства, которые, отличаясь значительной стабильностью, по крайней мере, в течение определенного времени, предоставляют возможность реализоваться, как межэтническим контактам, так и межэтническим связям, то есть здесь циркулирует значительный массив этнокультурной информации.
К тому же, интеллектуальный уровень участников диалога, в частности в высших учебных заведениях (если и не полностью, то в значительной степени) позволяет его интенсифицировать и добиваться весомых результатов. Более того, сам учебный процесс способствует наращиванию не только профессиональных, но и общеобразовательных знаний.
Профессионально-производственная деятельность также, среди прочего, интенсифицирует обмен этнической информации, поскольку в современных обществах очень часто этносы находятся рядом с носителями разных этничности, которые тем или иным образом общаются и устанавливают длительные и достаточно устойчивые коллективы.
Заметную роль в межэтнической взаимодействия играют культурно-развлекательные центры, поскольку они являются аккумуляторами значительного массива информации: они выступают трансляторами этой информации к посетителям таких учреждений.
По мнению специалистов, в последнее время структурировался и виртуальный физическое пространство, в котором реализуется межэтнический диалог, это — средства массовой информации и коммуникации.
Интересным явлением в межэтнической взаимодействия является виртуальный компонент пространства — электронные средства массовой информации — он открывает неограниченные возможности опосредованном обмена информацией: «они воспроизводят культурное разнообразие общества, они вводят культуру в контекст повседневной жизни и таким образом могут обеспечить платформу для существования разнообразных перспектив, с которыми их читатели, зрители, или слушатели не имеют возможности контактировать каждый день».