В контексте метода рефлексии формулируются выводы по проделанной работе, затрагивающей разработку УМК. Представленный метод позволяет определить охват проделанной работы, внесение всех основных и дополнительных структурных элементов УМК, выполнение работы по этапам, имеющим актуальное значение в контексте разработки качественного варианта УМК с целью дальнейшего практического применения.
Итак, нами представлены основные методы работы с УМК, позволяющими реализовать процесс разработки УМК в контексте достижения положительного практического результата в преподавании обществознания в школе.
2.2 Рекомендации по применению методов работы с УМК в преподавании
обществознания
Определяя особенности применения методов работы с УМК в преподавании обществознания необходимо акцентировать внимание на интеграции таких методов как:
целеполагание — постановка учебной задачи как основы дальнейшего этапа разработки УМК;
планирование — определение последовательности промежуточных целей в процессе разработки УМК, чтобы упросить процесс внесения корректировок;
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
оценка – выделение мнения экспертов относительно разработанного УМК;
метод постановки вопросов — позволяет на этапе промежуточного анализа УМК определять ряд выполненных аспектов, а также диагностировать пробелы в работе с целью последующей коррекции [5].
Представленные методы позволяют организовывать процесс разработки и внедрения УМК в преподавании обществознания.
Стоит отметить, что применение данных методов невозможно без постановки учебных задач – фактических целей, которые ставит перед собой педагог в обучении на уроках обществознания.
Также важно отметить, что для разработки УМК стоит обращать внимание и на следующие моменты:
Для формирования тестов или иных практических заданий важно реализовать сбор информации об учащихся с целью правильного построения УМК, отражающего запросы обучающихся.
В УМК необходимо отражать применение новых педагогических технологий и групповых форм учебной работы, позволяющих активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся и наиболее качественно управлять процессом обучения.
Важно отражать в УМК по обществознанию комплексное сочетание продуктивных и репродуктивных приемов работы для создания методических условий достижения базового и повышенного уровня требований ФГОС [13].
Необходимо также ориентироваться на следующие аспекты работы в процессе разработки УМК в преподавании обществознания в школе:
подробный структурно-функциональный анализ содержания учебного предмета:
определить цель обучения и необходимый для ее достижения объем материала;
перечислить понятия;
продумать структуру знаний школьников, варианты репродуктивного и творческого усвоения;
установить внутрипредметные связи, позволяющие актуализировать изучаемый материал;
подобрать наиболее соответствующие возрастным особенностям варианты формулировок и т.п.;
логический анализ школьного курса обществознания:
установить последовательность изучения обществоведческих фактов;
обозначить противоречия, способствующие формированию собственной позиции ученика по отношению к изучаемому явлению или процессу:
психологический анализ учебного процесса:
выделить приемы, средства и способы создания проблемных ситуаций, соответствующие возрастным психофизиологическим особенностям школьников;
проследить наиболее вероятные возможности самостоятельного решения поставленной проблемы либо изучения определенного аспекта темы;
анализ воспитательных аспектов урока:
установить последовательность обществоведческих фактов, создающих высокий эмоциональный фон восприятия изучаемого материала;
определить понятия, влияющие на формирование активной жизненной позиции школьника;
обозначить комплекс методических приемов и средств, способствующих активизации самостоятельной познавательной деятельности и выработке программы будущего поведения личности [6].
Итак, в контексте рекомендаций по применению методов работы с УМК в преподавании обществознания нами представлены методы работы, которые позволят содержательно расширить УМК в преподавании обществознания в школе, а также представлены аспекты, способствующие подкреплению процесса разработки УМК.