По мнению Л.П. Буевой, это точки бифуркации, в которых острота противоречий достигает предельных показателей, и при всем многообразии вариаций их разрешения они как бы сосредоточиваются вокруг двух «полярностей» — либо обновление системы и переход ее на более совершенный уровень, адекватный социокультурным вызовам времени, либо процесс распада с неясным исходом. Баланс разрушительных и созидательных тенденций в эти периоды резко нарушается [4, с. 88].
Весьма важна в этом аспекте роль педагога, но не только с точки зрения подготовки к преодолению кризисных и деформационных ситуаций, а в первую очередь, с точки зрения предупреждения попадания его в кризисную ситуацию.
Один из аспектов педагогической деятельности заключается в общей социокультурной, социопедагогической, управленческо-политологической изменяемости для различных сфер социальной деятельности [16,c.44]. Помимо этого, нельзя рассматривать педагогику исключительно как четко ограниченную временными рамками область специального образования. Ведь специалист, получивший социально-педагогическую поддержку в период получения профессионального образования, нуждается в ней на протяжении всего периода осуществления им этой деятельности.
По мнению Г.Н. Филонова, это пока не стало нормой развития. Достаточно широко освещается необходимость тщательной подготовки специалиста, в аспектах «осмысления сущности и раскрытия специфики влияний на личность, ее внутреннюю духовную свободу таких нравственно-ценностных ориентации, как уважение в сочетании с требовательностью к личности, толерантностью специалиста в кризисных ситуациях, … ограждение от непродуктивных конфликтов и стрессов, способность выработать у человека мотивы и волю к самоорганизации и самопомощи» [16, c.52].
Признается, что «Я» человека, его личностные способности, умения самостоятельно выбирать, принимать решение в любой ситуации важнее всяких социальных факторов. Достижение социальной зрелости, самостоятельности человеком трактуется только как «шанс», который может выпасть на долю человека или может быть упущен. Философско-антропологические подходы дают возможность познать, раскрыть загадку человеческой жизни, загадку человеческого «Я», которая состоит в вечном начинании, непрерывном обновлении, омоложении.
Для педагогики важно все, что проясняет в новом свете человека и его жизнедеятельность особенно в кризисные периоды жизни. Как отмечают отечественные исследователи, потребность в разностороннем, комплексном исследовании феномена человека назрела давно.
Говоря о негативных моментах в жизни педагогического специалиста, используется теоретическая база психоаналитической педагогики. Действительно, негатив ситуации заключается не в том, что человек попадает в ситуацию кризиса, проблемы, деформационного воздействия, а в том, что он зачастую не осознает собственной «роли» в данной ситуации, ее истинных причин, и, как следствие, возможных путей выхода из негативной ситуации.
Мало кто хочет и может «познать себя»- т.е. узнать о себе и многое такое, что вряд ли понравится, например, что «тебе не чужды такие — нормальные — человеческие чувства, как злость, зависть, зависимость, тщеславие, агрессивность и т.д. Для осознания всего этого требуется не только мужество, но и известная способность… Отличает нас друг от друга не разность наших чувств, а разное к ним отношение и то значение, которое мы им придаем. Например, без агрессивности ни одно живое существо, включая человека, не имеет шансов выжить, поэтому страшна не сама агрессивность, а некоторые формы ее выражения» [5,c.40].
Таким образом, проанализировав данные наблюдения, можно сделать определенный вывод, что процессы изменения вызывают деформационные и кризисные процессы в личности педагога и, в целом, в педагогическом коллективе, что требует использования специальных психологических методов.
Методы преодоления сопротивления изменениям в педагогическом коллективе образовательной организации.
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.