Развитие движений в онтогенезе определяется анатомическим, функциональным дозреванием нервных волокон и налаживанием работы координационных уровней. Анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов (пирамидной моторной системы и надстроенных над ней фронтальных систем полушарий) заканчивается к 2 — 2,5 годам [16].
Об этом же пишет Н.А. Бернштейн: «Естественный онтогенез моторики складывается из двух резко разновременных фаз. Первой фазой является анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов, которое заканчивается к 2-2,5 годам. Вторая фаза, переходящая иногда далеко за пределы возраста полового созревания, — это функциональное дозревание и налаживание работы координационных уровней. В этой фазе развитие моторики не всегда идет прямо прогрессивно: в некоторые моменты и по отношению к некоторым классам движений могут происходить временные остановки/регрессы, создающие сложные колебания пропорций и равновесия между координационными уровнями» [5, с. 54].
Т. Г. Визель [7] приводит следующие данные развития моторной сферы детей раннего и дошкольного возраста (Таблица № 1):
Таблица № 1 – Развитие мелкой моторики у детей в онтогенезе
Возраст Навыки поведения
0–1,5 мес. В функциональном отношении преобладает безусловно-рефлекторная сфера (лежа на спине, ребенок беспорядочно движет руками, ногами) — эта способность является врожденной.
2 мес. Начало ориентировочной деятельности ребенка (включения в работу элементарных уровней коры мозга). Ребенок может приподнимать головку, когда лежит на спине, подносить руки ко рту, схватывать предметы, которые прикасаются к рукам, осматривает движения своих рук.
3–4,5 мес. В этот период включаются в работу различные двигательные системы мозга: пирамидные, стволовые, подкорковые (ребенок, лежа на животе, высоко поднимает головку, опираясь в это время на предплечья, играет со своими руками, вытянутыми вперед, осматривает их).
4,5–5 мес. Продолжается совершенствование функционирования всех двигательных систем (ребенок пытается сесть, когда его тянут за руки, сидит и держит головку прямо, если поддерживать поясницу). Эти чрезвычайно важные приобретения свидетельствуют о тенденции к принятию вертикального положения.
5–5,5 мес. Появляется способность трогать руками колени, лежа на спине, перекатываться со спины на бок, освоение схемы тела, которая впоследствии приведет к появлению своего «Я». Активизируется созревание теменных структур мозга. Это означает, что продолжается развитие предметной деятельности.
5,5–6,5 мес. Созревают функции постцентральных и премоторных зон мозга, на базе которых формируются отдельные позы тела и конечностей, а также их серии. Ориентировочная деятельность приобретает более сложный характер. Лежа на животе, ребенок опирается на вытянутые руки, кисти раскрыты.
6,5–7,5 мес. Еще более активизируется теменная доля мозга. Период интенсивного освоения схемы тела (лежа на спине, ребенок поднимает ноги вверх и трогает ступни руками; сидит некоторое время без поддержки, но легко теряет равновесие). Продвижение в перекладывании предмета из руки в руку. Появляется способность вращать кистью, в которой находится игрушка.
7,5-8,5 мес. Кинестетический (афферентный) и кинетический (афферентный) праксис и, соответственно, теменно-премоторные зоны мозга становятся более зрелыми. Предмет делается объектом спонтанного внимания ребенка (сидит без поддержки и сам занимается игрушкой).
8,5–9,5 мес. К двигательным системам мозга подключаются лобные доли, оказывающие регулирующее воздействие на все усложняющиеся двигательные акты. В действиях ребенка появляется заметная произвольность и владение телом.
9,5–11 мес. Продолжается развитие широкой сенсомоторной зоны мозга. Ребенок активно осваивает ползание (встает на четвереньки и раскачивается вперед-назад, сидит, а затем самостоятельно встает на четвереньки).
11–12 мес. Иннервация мышц тела со стороны головного и спинного мозга достигает уровня, способного обеспечить его вертикальное положение. В предметной деятельности идет совершенствование кистевого и пальцевого праксиса. Ребенок осваивает бросание.
1–1,5 года. Совершенствуются функции сенсомоторной зоны мозга. Ребенок стоит без опоры несколько секунд. Может сделать напряженно несколько шагов, вытянув руки вперед. Манипулирование предметами, внимательно смотря на них (разъединяет кольца, разнимает кольцо и палочку). Созревание подкорковых структур мозга, мозжечка (успехи в координации движений).
1,5–2 года. Движения корпуса характеризуются освоением рельефа (выработка ассоциативных связей между теменно-премоторными зонами и затылочными (зрение)). Ребенок осваивает не только ровный, но и неровный рельеф: приставным шагом ребенок поднимается по ступенькам, держась за перила и за руку взрослого.
2–3 года. Развитие подкорковой (экстрапирамидной) и мозжечковой двигательных систем, которые, действуя совместно с пирамидными и стволовыми, обеспечивают достаточно сложные двигательные координации.
3 года. Вырабатываются первые двигательные автоматизмы, что свидетельствует о значительной степени зрелости двигательной сферы в целом (ребенок стоит на одной ноге 2–3 секунды, встает на цыпочки, поднимается по лестнице сам приставным шагом, подталкивает ногой мячик по ходу.
3–4 года. Бросает мяч из-за головы. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по 14 лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 с. Сохраняет равновесие при качании на качелях.
4–5 лет. Прыгает на одной ноге, ходит по бревну. Прыгает попеременно на одной, затем на другой ноге. Поднимается вверх по лестнице.
5–6 лет. Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге; бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, учится кататься на коньках, играть в хоккей.
МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ МОТОРНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.