И.Я. Лернер дает такое определение метода обучения: «Метод обучения как способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта».
Исходя из определения метода вообще (Метод − это способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность), Ю.К. Бабанский так определяет метод обучения: «Метод обучения − это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения».
Нам понравилось, как определяет метод Г. Гегель. По нашему мнению это лучшее определение педагогического метода. Метод − не внешняя форма, но душа и понятие содержания.
1.2. Классификация методов обучения
Существует также множество классификаций методов обучения.
И. Кант выделял всего лишь два метода обучения:
акроаматический метод, основанный на монологе преподавателя при пассивном слушателе;
эротематический метод, когда преподаватель учит с помощью вопросов, которые он задает своим ученикам;
В свою очередь, эротематический метод допускает диалогический подход, когда вопросы обращены к разуму учеников, и катехизический подход, когда они обращены лишь к их памяти.
Традиционной, сложившейся в практической деятельности, является классификация, опирающаяся на источники информации: словесные методы обучения (или методы устного изложения материала), наглядные и практические.
Классификация методов обучения, основанная на делении их в зависимости от способа усвоения видов содержания образования, включает пять общедидактических методов обучения:
объяснительноиллюстративный (информационнорецептивный);
репродуктивный;
проблемное изложение;
частичнопоисковый (эвристический);
исследовательский.
Если в основу классификации положить степень самостоятельности ученика в приобретении знаний, получим другой набор методов:
репродуктивный;
частичнопоисковый;
поисковый;
исследовательский.
В педагогической литературе можно обнаружить классификации методов обучения и без основания. Приведем пример такой «классификации»:
метод эвристической беседы (эвристический метод);
метод монологического изложения (монологический метод);
метод диалогического изложения (диалогический метод);
метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод);
метод исследовательских заданий (исследовательский метод);
метод программированных заданий (программированный метод).
Однако ни одна из рассмотренных классификаций не является настоящей классификацией в строгом смысле этого слова, поскольку классификацией принято называть такое разбиение множества на подмножества, которое удовлетворяет двум условиям:
подмножества не пересекаются, т. е. ни один элемент классифицируемого множества не попадает одновременно в два или более подмножества;
объединение подмножеств совпадает с исходным множеством, т. е. каждый элемент данного множества попадает хотя бы в одно подмножество.
Во всех упомянутых «классификациях» методов обучения нарушается хотя бы одно из этих условий.
В физическом воспитании выделяют две большие группы методов – специфические и общепедагогические, которые, в свою очередь, также делятся на различные методы.
Специфические методы физического воспитания отражают непосредственно специфику выполнения физических упражнений, и их применение осуществляется по двум направлениям:
обучение двигательным умениям и навыкам (технике упражнений);
воспитание физических качеств и способностей.
К специфическим методам физического воспитания относятся метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.
Общепедагогические методы включают в себя:
словесные методы;
методы наглядного воздействия.