Именно поэтому методы, связанные с воспитанием в семье, отражают личность родителей. Речь идет о том, что сколько родителей, соответственно столько различных методов воспитания. Стоит сказать, что в основном все родителе применяют всем известные методы воспитания, а именно: личный пример; убеждение; поощрение; наказание. Зачастую согласно рекомендациям педагогов, родители создают и применяют различные ситуации, носящие воспитательный характер.
В достаточной степени разнообразными считаются решения воспитательных задач в семье. К данным средствам относятся: родительский авторитет, фольклор, учение, труд, природа, национальные обычаи и традиции, домашний быт, духовный и моральный климат в семье, общественное мнение, радио, телевидение, игры и игрушки, праздники, символы, спорт и прочее.
Важно понимать, то, что выбор и применение методов связанны с родительским воспитанием опирается на ряд общих условий:
1. Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более всего ценят в людях и т. д. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы.
2. Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности — нет ни повода, ни возможности для общения.
3. Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия — вовсе не роскошь, а практическая необходимость. «Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются единственными воспитателями своего ребенка… В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависит от… элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека», — писал В.А. Сухомлинский.
Типичной ошибкой во многих семьях, где дети педагогически запущенны, является стремление родителей как можно быстрее, одним махом, перевоспитать их. Не менее типичной является ошибка, когда единственный у родителей ребенок захватывает в семье привилегированное положение. Ему все дозволяется, каждое его желание немедленно исполняется. Бабушки и дедушки, а иногда мамы и папы оправдывают такое отношение к ребенку тем, что «им досталось много трудностей и невзгод, так пусть хоть дитя поживет в свое удовольствие». И растет в семье эгоист, тиран, баловень. Когда это заметят, становится очевидным, что необходимо принимать самые строгие меры. Но всякая переделка — дело гораздо более трудное, чем правильное воспитание с ранних лет, так как в процессе резкого перевоспитания и принятия строгих мер травмируется нервная система. Именно в этих случаях возникает реальная возможность сделать из ребенка неврастеника.
Стоит сказать, что существует очень серьезная ошибка, которую допускают многие родители – очень строгая власть над детьми с самого раннего возраста. С самого детства ребенок познает различные виды наказания, так как за малейшую шалость его бьют, а за недомыслие он получает наказание. Часто родители, которые пытаются разными способами уклониться от занятий с детьми, допускают уже не ошибку, а подобное имеет совсем другое название – отмахнуться или откупиться от своих детей. В данном случае дети получают полную свободу, однако которой в силу своего возраста они еще не умеют пользоваться. Как правило, детская безнадзорность, оказывается не во всех случаях является связана с занятостью родителей, так как возможно просто отсутствие нужного присмотра за детьми.
Методы и средства семейного воспитания
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.