Характерной чертой, преобладающей в речи детей, имеющие первый уровень недоразвития речи, является использование ограниченного набора вербальных средств родного языка в различных целях. Звукоподражания и отдельные слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с этими предметами. Поэтому дети активно используют паралингвистические средства общения: жесты, мимику, интонацию [24].
Для компенсации недостаточного развития импрессивной стороны речи, дети стремятся ориентироваться на знакомые им ситуации, интонации и особенности мимики взрослых. При использовании самостоятельной речи у детей отмечается неустойчивость в произношении звуков, а также их диффузность. В речи детей появляются не только отдельные слова, но и словосочетания. Обычно дети употребляют словосочетания в исходной форме, поскольку им недоступны словоизменения [6].
На втором уровне недоразвития речи начинает происходить становление зачатков общеупотребительной речи. У детей появляются фразы, включающие в себя количество слов от двух до четырех, а также встречаются простые предлоги или их измененные (лепетные) варианты. При объединении слов фразу, дети как правило нарушают нормы согласования и управления [13].
У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) второго уровня наблюдаются различные семантические замены, они употребляют слова в узком значении. Как и на предыдущем уровне, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении. Заметны трудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.
Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов. Дети вступают в контакт с окружающими, но свободное речевое общение затруднено [20].
У детей с III уровнем недоразвития речи, наряду с лексическими ошибками, отмечаются нестандартные особенности связной речи, что подтверждается трудностями в программировании содержания развернутых высказываний и языкового оформления этих высказываний.
Выделяются следующие характерные особенности связной речи: нарушения в последовательности и связности рассказов, пропуски важных элементов сюжетных линий, нарушения во временных и причинно-следственных связях, а также фрагментарность изложения. Низкая степень самостоятельной речевой активности детей, неумение выделять главные и второстепенные элементы в замысле текста, а также связи в них, обуславливают указанные особенности. Также, отмечаются бедность и однообразие используемых языковых средств [6].
Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерно недоразвитие всей познавательной сферы (восприятие, память, мышление, речь), в большей степени на произвольном уровне и осознанности. Внимание у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи характеризуется неустойчивостью, сниженным объемом и сниженной активной направленностью в процессах припоминания последовательности действий, событий и сюжетных линий в тексте. Дети испытывают затруднения при переключении и распределении внимания [22].
Материал, предъявленный детям вербально, достаточно быстро забывается. Недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию и обобщению присущи многим детям дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Ребенку с патологией речи проще выполнять те задания, которые представлены в наглядном виде, а не в речевом.
Большая часть детей с нарушениями речи имеют также и расстройства в двигательной сфере. Дети характеризуются моторной неловкостью, неуклюжестью, импульсивностью и хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями имеют пониженную работоспособность, достаточно быстро утомляются и долго не могут включиться в выполнение задания [5].
В эмоционально-волевой сфере у детей с речевыми нарушениями имеется ряд особенностей, среди которых выделяются нестойкость в интересах, пониженный уровень наблюдательности, снижение мотивации. Чаще всего дети имеют и негативные личностные особенности: замкнутость, обидчивость, агрессивность, излишняя раздражительность и неуверенность в себе, вследствие чего, детям трудно налаживать контакты с окружающими их детьми и взрослыми людьми [20].
Методики изучения графоматорных навыков детей с ТНР 6-7 лет
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.