Учебная программа предполагает овладение основными способами передвижения на лыжах, формирование навыка самостоятельных занятий и теоретической базы знаний по лыжной подготовке. Программа предусматривает развитие основных физических и морально – волевых качеств, повышение уровня выносливости и общей работоспособности.
Для эффективного выполнения учебной программы учебное заведение должна располагать запасом из 100 — 150 пар лыж различного размера от 105 до 165 см для младших классов, и таким же количеством лыж стандартного размера для старшеклассников.
Планирование уроков физической культуры по лыжной подготовке во многом зависит метеорологических условий в зимнее время в данном конкретном месте. Световой день в зимние время достаточно короток, и предполагает изменения расписания уроков, или наличия искусственного освещенной лыжни в парке или сквере. Исходя из выше написанного наиболее эффективным временем для проведения уроков лыжной подготовки в младших классах является третий урок, а в IV-VIII классах третий и четвертый уроки.
Вместе с тем проведение уроков лыжной подготовки первыми или последними в расписании позволяет учителю частично компенсировать время, затраченное на подготовку к уроку за счет более раннего начала первого урока и окончания последнего.
Объем и интенсивность физической нагрузки на уроках лыжной радикально влияют на эффективность обучения и уровень развития физических качеств школьников. Недостаточный объем, и интенсивность нагрузки тормозят развитие функциональной подготовленности школьников, а чрезмерная нагрузка в разы повышает опасность перетренерованности учащихся.
Во время проведения уроков лыжной подготовки применяются следующие приемы регулирования физической нагрузки: варьирование количества повторений при прохождении тренировочных отрезков дистанции повторным методом; изменение последовательности применения различных способов передвижения на лыжах; смена рельефа местности; сокращение интервалов отдыха или снижение уровня интенсивности, между повторными прохождениями отрезков учебных кругов или варьирование времени передвижения на лыжах; чередование передвижения по лыжням различной плотности и т.д. При использовании в тренировочном процессе подвижных игр на лыжах интенсивность и уровень нагрузки может регулироваться путем изменения числа играющих, а при проведении эстафет – и количеством участников в командах и дополнительной сложностью дистанции.
Следует отметить, что во время проведения уроков по лыжной подготовке интенсивность передвижения имеет большее значение для повышения эффективность процесса обучения, чем общий объем нагрузки, так как он ограничен временем урока. Исходя из выше написанного можно говорить о важности планирования интенсивности передвижения, а также контролю за данным показателем. Планирование и оценка интенсивности осуществляются на основании показателей скорости передвижения. Условия скольжения оказывают заметное влияние на скорость, поэтому более объективным показателем интенсивности работы является частота сердечных сокращений [10].
В целом, планируя объем и интенсивность физической нагрузки на уроках по лыжной подготовке, необходимо исходить из поставленных задач, пола, возраста и подготовленности школьников. На протяжении урока уровень нагрузки постепенно повышается и достигает максимальных значений интенсивности примерно в третьей четверти урока, на 25-35 мин. Но в зависимости от поставленных задач и времени проведения урока достижение максимальных показателей нагрузки может быть спланировано и на середину урока. Уроки лыжной подготовки, как и стандартные уроки физкультуры, всегда заканчиваются снижением интенсивности выполнения физической нагрузки с целью успокоения организма школьника перед н следующим уроком [13].
Основная задача заключительной части урока приведение организма школьников в оптимальное функциональное состояние для дальнейшей учебной деятельности, подведение итогов прошедшего урока, получение домашнего задания. Продолжительность заключительной части урока в среднем 4-5 мин, в младших классах заключительная часть длится чуть дольше. На этом этапе урока следует поступательно снизить уровень нагрузки, успокоиться, снять психологическое и физическое возбуждение, связанное с высоко интенсивной работой по развитию основных физических качеств. Снижение интенсивности осуществляется во время спокойного лыжного хода от места занятий к школе. Построение завершает урок, его роль особенно важна в младших и средних классах для формирования дисциплины в классе. Подводя итоги урока, учитель отмечает наиболее общие ошибки или недостатки и дает задание на дом состоящее из упражнений, направленных на совершенствование техники передвижения на лыжах, изученных ранее на уроке [14].
Методика проведения уроков физической культуры по лыжному спорту
- Diplom777
- Физическая культура
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Diplom777