Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Методика проведения лабораторных работ на уроках математики в 5-8 классах

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

По фронтальной лабораторной работе проводят устный инструктаж, изредка письменный. Во время лабораторной работы учитель внимательно следит за действиями учеников, соблюдением ими техники безопасности, консультирует их. Завершается лабораторная работа устным или письменным отчетом учеников. Ее результаты учитель оценивает в форме беседы. Они предусматривают непосредственное использование знаний учащихся в общественно полезном труде (замеры, определение признака и свойства предметов, формулирование выводов).

1.3 Требования к организации лабораторных работ на уроках математики

Процесс обучения является своеобразным процессом самостоятельного «открытия» учеником уже известных в науке знаний. «Человек в совершенстве владеет тем, что сама приобретает своим трудом», — писал психолог С.Л. Рубинштейн. При обучении математике необходимо систематически активизировать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, как и устойчивую черту личности. Одним из средств пробуждения и поддержания познавательного интереса к изучению математики является лабораторно-практические работы. Они имеют значительное образовательное и воспитательное значение.
Лабораторно-практические работы дают возможность выяснить математические зависимости между величинами, увидеть прикладное использование приобретенных знаний, научить измерять и вычислять значения величин с заданной степенью точности, способствуют совершенствованию навыков приближенных вычислений, работе с математическими таблицами и вычислительными устройствами. Они вносят разнообразие в учебный процесс, способствуют активности, заинтересованности и самостоятельности учащихся, повышают качество знаний по математике.
Характерными чертами таких работ являются:
использование измерительных и вычислительных устройств, чертежных инструментов, моделей, шаблонов;
вычислительная обработка результатов измерений с помощью формул, сравнение результатов измерений и вычислений.
Уроки с использованием лабораторно-практических работ целесообразно проводить, начиная с 5-го класса, особенно при изучении геометрического материала, поскольку ученики имеют возможность не только принять объяснения учителя, но и практически убедиться в их достоверности.
В то же время эти уроки должны пропедевтическую направленность учебной деятельности относительно будущего изучения учащимися в старших классах других предметов (физики, химии, биологии). Лабораторно-практическая форма организации обучения способствует развитию активного и самостоятельного восприятия учащимися учебного материала, качественному усвоению новых знаний по сравнению с традиционными объяснениями.
Готовясь к уроку, учитель должен определить следующие этапы проведения лабораторно-практических работ:
сообщение темы и цели работы, повторение теоретического материала, необходимого для выполнения работы;
ознакомление с содержанием и описанием работы, которую необходимо выполнить, осуществление необходимого инструктажа по этапам работы,
последовательности выполнения измерений и вычислений, схемы оформления работы;
самостоятельное или групповое выполнение работы учащимися, запись результатов измерений и вычислений в тетради;
наблюдение и руководство за ходом выполнения учениками работы, коррекция правильности выполнения измерений и вычислений;
подведение итогов выполнения работы.
Проводя лабораторно-практические работы, текст с заданием следует записывать на доске или распечатывать (1 экземпляр на каждую парту). Помощь в задаче должна быть краткой, понятной и, вместе с тем, исчерпывающей. Задачи могут состоять из двух частей: обязательной и дополнительной. Обязательная часть должна содержать стандартные упражнения начального и среднего уровней, которые может выполнить каждый ученик. Дополнительная часть работы должна состоять из задач достаточного и высокого уровней. Во время выполнения работы учащиеся записывают в тетрадях тему, цель и ход работы. Если работа распечатана (из расчета на каждого ученика в отдельности), то для экономии времени, ход работы вклеивается в тетрадь. При необходимости, ученики заранее, за несколько уроков, получают задание подготовить необходимый дополнительный материал (изготовить некоторые шаблоны или модели фигур, повторить теоретический материал).
При оценке качества выполнения работы необходимо учитывать подготовку учащихся к данной работе, качество изготовленных моделей, правильность выполнения построений и измерений, рациональность вычислений, умение работать с измерительными приборами, а также аккуратность записей. На следующем уроке обязательно следует провести исчерпывающий анализ выполнения и оценки работ, исправления ошибок. Лабораторно-практическая работа может проводиться как на одном из этапов урока или при необходимости весь урок.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.