Таким образом, усвоение фонетико-фонематической стороны речи может осуществляться с различными несоответствиями и трудностями, постепенно преодолевающимися в течение некоторого времени. Соответственно, при поступлении ребенка в школу должны быть сформированными звукопроизношение и фонематические процессы, которые являются предпосылками овладения грамотой в школе.
1.2. Характеристика особенностей фонетико-фонематической стороны речи при дизонтогенезе
Профессор Р.Е. Левина в психолого-педагогической классификации речевых нарушений определила группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. К данной категории относятся дети с сохранным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и фонематический слух [8].
С. Н. Цейтлин дала следующее определение: «фонематический слух – это восприятие фонемного состава слова и оценивание соответствия или несоответствия своего произношения установленному образцу» [17].
Д. Б. Эльконин дал определение понятию «фонематическое восприятие». Фонематическое восприятие — это умственные действия по звуко – слоговому анализу и синтезу [51].
При фонетико-фонематическом недоразвитии детей фиксируются следующие затруднения:
– трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
–смешение звуков, которые относятся к разным фонетическим группам;
– затруднения в определении наличия и последовательности звуков в слове.
При недостаточно сформированном фонематическим восприятием становится недоступным звуковой анализ. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
Полноценное развитие фонематических процессов составляет основу для безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения [117].
Зачастую многие дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с трудом произносят слова сложной слоговой структуры и со стечением согласных. При произношении дети искажают звуко-слоговой состав слов: пропускают, добавляют слоги, переставляют их местами и заменяют и так далее. Например: каркадил — крокодил, батуретка — табуретка, моколо — молоко и тому подобное.
Таким образом, характеристика описанных нарушений говорит о недостаточно сформированном фонематическом слухе и восприятии у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. При отсутствии логопедической помощи ребенок не сможет различать и узнавать звуки на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что спровоцирует в дальнейшем стойкие ошибки при овладении письменной речью.
Несформированность произношения звуков выражается разнообразно. Так, звуки [р] и [р’] заменяются звуками [л] и [у], [с] и [ш] — звуком [ф] и тому подобное. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков могут заменять менее сложными по артикуляции взрывными звуками [т] и [д] и их мягкими парами.
К характерным признакам фонетической стороны речи этих детей относятся неправильное произношение звуков и их перестановки, замены, пропуски, которые влияют на внятность речи, вызывая ее смазанность и неотчетливость [317].
Отмечены затруднения в анализе нарушенных в произношении звуков; смешение на слух звуков, относящимся к разным фонетическим группам (при сформированной артикуляции), затруднения в определении наличия и последовательности звуков в слове [16].