Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Укрепление здоровья подрастающего поколения является одной из проблем нынешнего времени в России, так как многие дети больше времени уделяют не подвижным играм на улице, а сидячему образу ,играя в компьютер. Ведь ранее, буквально 7-8 лет назад, когда еще не каждый из детей владел компьютером, проводили свое время на улице за подвижными играми. Не имея телефонов, мы знали где находятся наши друзья, в теплую погоду погружались в футбол, а зимой в хоккей.
Но здесь есть и масса примеров, которые могут быть убедительными для юношеского возраста. Например, подсчет убытков, на покупку сигарет. Если молодой человек выкурит пачку сигарет в день (а стоимость пачки сигарет на сегодня от 80 до 200 руб, в среднем 120-140 руб). Умножив, ежедневные затраты на пачку сигарет за месяц, получим 3500-4500 рублей. Это «выброшенные» в воздух , превращенные в табачный дым деньги. На вряд ли найдется такой человек, который взял бы да и бросил в огонь 5000 купюру. А аналогия здесь такая же. Можно привести примеры из за рубежа. Например, в Объединенных Арабских Эмиратах, людей, употребляющих спиртными напитками, наказывают и весьма строго. Вплоть до лишения свободы. В Швеции, один магазин торгует спиртными напитками , и то в дневное время с 10.00ч до 20.00ч. И этот магазин находится в черте города и обслуживает 40 000 жителей. Отпускается только 1-2 бутылки на одного. При покупке большого количества спиртного, этот человек, заносится в особый список (любителей спиртного) с последующими отсюда последствиями. Полезными будут примеры из жизни. Рассказать о том, как вредные привычки губят жизнь не только простых людей, но и знаменитостей. Среди них могут оказаться и артисты, и журналисты и ученые… В юношеском возрасте многие школьники познают вредные привычки на себе ,кто-то дальше продолжает баловаться ими ,нанося огромный вред своему здоровью, а кто-то, наоборот, отвергается от них, заботясь о себе и здоровье, занимаясь спортом ,ведя здоровый и активный образ жизни. Учащиеся понимают, что и выбор профессии определяется особыми требованиями к состоянию здоровья. Проведенные анкетные опросы среди учащихся 10-х классов, показывает, что , практически 100% учащихся понимают важность ведения здорового образа жизни.Из них четверть учащихся – 25-27% придерживаются режима дня. 100% учащихся понимают, что курение вредит здоровью. Но 35% ответили, что курят 1-5 сигарет в день, а 9% — пачку сигарет в день. На вопрос: «Употребляете ли вы пиво или другие алкогольные напитки?» – отрицательный ответ дали 54,5 % анкетируемых, 45,5 % «иногда выпивают с приятелями или дома». На вопрос: «Регулярно ли вы делаете зарядку» положительный ответ дали лишь 18% опрошенных, 54,5% учащихся ответили: «Хотели бы делать, но не всегда удается себя заставить», 27% учащихся вообще не делают зарядку. Резко возросло число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Увеличилось число убийств и самоубийств, совершенных школьниками. Увеличение распространенности среди школьников курения, употребления алкоголя и наркотиков свидетельствует о низком уровне гигиенических знаний, а также о неэффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания детей не только в организованных коллективах, но и в семье. Как отмечает отечественный специалист С.А. Хазова для формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни необходимо реализовывать системный подход, с опорой на гуманистическую педагогику [Хазова,2008]. Это означает необходимость объединения усилий всех педагогических работников, родителей, самих подростков. Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное — приобщить детей к здоровому образу жизни. Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве [Программа «Школы здоровья».].
На необходимость организовать воспитательную работу по формированию духовных ценностей обратили внимание такие исследователи как Ярошенко О.Е., Щербина А.И. и др.[ Ярошенко,2015],[ Щербина,2015]
В контексте данного исследования считаем целесообразным отметить значимость формироания ценностного отношения к здоровому образу жизни через спортивные конкурсы, тренинги, походы, спортивно-развлекательные игры и др. Социальным педагогом и психологом в условиях учебно-воспитательного процесса в школе должна организовываться систематическая диагностика уровня сформированности представлений о ЗОЖ у подростков. С целью освещения проблем по формированию ЗОЖ необходимо проведение консультаций, бесед, собраний и конференций, как для педагогического коллектива, так и для родителей учащихся. Также необходимой мерой является активное вовлечение родителей на родительских собраниях в обмен опытом для сохранения и поддержания собственного здоровья и здоровья своих детей. Классный руководитель совместно с учителями предметниками должны организовывать внеклассную работу, которая также будет способствовать формированию ценностного отношения к ЗОЖ у подростков.
Методика формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся 10 классов при изучении ОБЖ
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.