Постепенно формируются обобщения на основе функционального использования знаков (А. А. Леонтьев) или категориального значения слова (Е. Ф. Соботович). Число гипергенерализаций уменьшается. В результате к двум годам у ребенка начинают формироваться устойчивые значения слов, а сами слова начинают использоваться для обозначения классов однородных предметов (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Е. Ф. Соботович, А. М. Шахнарович и др.).
Овладение обобщающей функцией слова (наиболее простым уровнем лексических обобщений) является прорывом в развития лексической семантики и своего рода начальным звеном для формирования обобщающей более высокого уровня.
По данным Е. Ф. Соботович, в ребенка 2г. 3 мес. — 3г. усвоения новых слов может происходить самостоятельно, на основе умение ребенка определять контекстуально-обусловленное значение слова. Овладение ребенком таким значением позволяет ей замечать и накапливать (кумулировать) различные оттенки в значении одного и того же слова, и на основе обобщение определять инвариантное (постоянное) значения, есть в всех смыслах, выраженных одним словом. Именно это инвариантное значение (а также умение подбирать синонимы, антонимы) и составляет основу обобщенного лексического значение слова[14, с. 45].
Ребенок в четырехлетнем возрасте на основе обобщения (генерализации) некоторых несложных контекстуально-обусловленных прямых смыслов одного и того самого слова способен к правильному переносу усвоенного значения. Но при этом он правильно объяснить значение не может.
К концу дошкольного возраста ребенок овладевает образованием слов по аналогии на достаточном уровне. Так, дети с нормальным языковым развитием могут образовывать по аналогии слова, выражают сложные, в том числе и абстрактные, значение соответственно языковой нормы [11, с. 84].
Многие психологи сейчас выделяют дoречевой, дoграмматический и этап усвоения грамматики.
Доречевой этап связан с первым годом жизни ребенка. Здесь выделяют периоды гуления и лепета.
Начало дограмматического периода связано со вторым годом жизни ребенка. Дети начинают неосознанно повторять слова.
На третьем году жизни происходит усвоение грамматики. Этот период психологи называют еще сeнзитивным, то есть располагающим к изучению других языков [6, с.40].
С четырех лет речь становится средством общения ребенка.
Готовность к школе ребенка определяется именно способностью связно и осмысленно вести разговор.
Однако, полноценное овладение монологической речью возможно только в процессе обучения. С точки зрения Л.С. Выготского, А.К. Маркова, А.Р. Лурия и другие овладение монологической речью ребенком видят возможным с возникновением регулирующей, планирующей функций речи. Овладение монологической речью во многом определяется уровнем сформированности словарного запаса и грамматического строя речи.
А.Н. Гвоздев отмечает, что к семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения[10, с. 32].
Совершенствование связной речи продолжается в школьный период: усваиваются грамматические правила оформления свободных высказываний, происходит овладение звуковым анализом и синтезом, формируется письменная речь.
В целом же онтогенез языковой способности представляет собой сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса общения взрослых и ребенка, с другой — процесса развития предметной и познавательной деятельности.
Развитие речи младших школьников неразрывно связано с интеллектуальным развитием, нравственным, эстетическим воспитанием.
Развитие речи при освоении грамоте предполагает развитие логического и образного мышления. Дети также овладевают учебной деятельностью, учатся рационально использовать свое время.
Для определения особенностей речевой деятельностью ребенка применяется такой метод как наблюдение. На уроке учитель учит давать учеников полные и развернутые ответы, говорить правильно.
Оценка словарного запаса может осуществляться по-разному. Пассивный словарный запас у детей можно обнаружить через показ им большого количества предметов или объектов, учитывая процент правильных высказываний.
Активный словарный запас выявить сложнее. Для этого беседуют с детьми на определенные темы, а затем подсчитывают количество слов, которые дети используют (повторяющиеся не учитывают).
Анализ грамматических высказываний можно провести на материале записей высказываний детей, то есть примерно. Учитываются особенности речи в конкретной ситуации, сложность высказываний, их правильность.
Следует обращать внимание на активность детей в беседах, пытаются они задавать вопросы или только отвечают на них, дают простые или развернутые ответы. Простые ответы не всегда свидетельствуют о недоразвитие речи детей, иногда они могут быть признаком плохого настроения или негативного отношения к собеседнику.
Диагностика начинается с изучения общей коммуникативной функции речи: понимание речи, невербальных средств (мимики, жестов), устного и диалогической речи.
Далее изучаются автоматизированные формы речи (не произвольно), а затем произвольные функции устной речи — повторение, названия предметов и действий, составление фраз соответствующих рисункам.
Изучение иммерсионной речи начинается с выявления фонематического слуха, понимания детьми вербальных инструкций, понимания речи, слов, фраз.
Изучение логически-грамматических конструкций вмещает понимание ими грамматических конструкций, сравнительных и инверсии.
Сложная взаимосвязь анатомо-физиологических, психологических и социальных факторов определяют особенности коммуникативно-речевого развития, значительное количество нарушений в речи детей[8, с. 31].
Выделяются следующие ключевые направления в овладении речевыми навыками:
— Словарная работа. Основана на усвоении новых слов.
— Работа над словосочетанием и предложением. Осознание предложения как самостоятельной единицы, составление развернутых высказываний, установление простейших связей между словами в предложении, а также в словосочетаниях.
— Связная речь. Пересказ прочитанного, рассказы по наблюдениям и воспоминаниям, работа с загадками, пословицами, поговорками, скороговорками. Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи[13, с. 23].
Методика формирования речевых навыков у школьника
- Diplom777
- Русский язык
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Diplom777