Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Методика формирования речевых навыков у школьника

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Постепенно формируются обобщения на основе функционального использования знаков (А. А. Леонтьев) или категориального значения слова (Е. Ф. Соботович). Число гипергенерализаций уменьшается. В результате к двум годам у ребенка начинают формироваться устойчивые значения слов, а сами слова начинают использоваться для обозначения классов однородных предметов (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Е. Ф. Соботович, А. М. Шахнарович и др.).
Овладение обобщающей функцией слова (наиболее простым уровнем лексических обобщений) является прорывом в развития лексической семантики и своего рода начальным звеном для формирования обобщающей более высокого уровня.
По данным Е. Ф. Соботович, в ребенка 2г. 3 мес. — 3г. усвоения новых слов может происходить самостоятельно, на основе умение ребенка определять контекстуально-обусловленное значение слова. Овладение ребенком таким значением позволяет ей замечать и накапливать (кумулировать) различные оттенки в значении одного и того же слова, и на основе обобщение определять инвариантное (постоянное) значения, есть в всех смыслах, выраженных одним словом. Именно это инвариантное значение (а также умение подбирать синонимы, антонимы) и составляет основу обобщенного лексического значение слова[14, с. 45].
Ребенок в четырехлетнем возрасте на основе обобщения (генерализации) некоторых несложных контекстуально-обусловленных прямых смыслов одного и того самого слова способен к правильному переносу усвоенного значения. Но при этом он правильно объяснить значение не может.
К концу дошкольного возраста ребенок овладевает образованием слов по аналогии на достаточном уровне. Так, дети с нормальным языковым развитием могут образовывать по аналогии слова, выражают сложные, в том числе и абстрактные, значение соответственно языковой нормы [11, с. 84].
Многие психологи сейчас выделяют дoречевой, дoграмматический и этап усвоения грамматики.
Доречевой этап связан с первым годом жизни ребенка. Здесь выделяют периоды гуления и лепета.
Начало дограмматического периода связано со вторым годом жизни ребенка. Дети начинают неосознанно повторять слова.
На третьем году жизни происходит усвоение грамматики. Этот период психологи называют еще сeнзитивным, то есть располагающим к изучению других языков [6, с.40].
С четырех лет речь становится средством общения ребенка.
Готовность к школе ребенка определяется именно способностью связно и осмысленно вести разговор.
Однако, полноценное овладение монологической речью возможно только в процессе обучения. С точки зрения Л.С. Выготского, А.К. Маркова, А.Р. Лурия и другие овладение монологической речью ребенком видят возможным с возникновением регулирующей, планирующей функций речи. Овладение монологической речью во многом определяется уровнем сформированности словарного запаса и грамматического строя речи.
А.Н. Гвоздев отмечает, что к семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения[10, с. 32].
Совершенствование связной речи продолжается в школьный период: усваиваются грамматические правила оформления свободных высказываний, происходит овладение звуковым анализом и синтезом, формируется письменная речь.
В целом же онтогенез языковой способности представляет собой сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса общения взрослых и ребенка, с другой — процесса развития предметной и познавательной деятельности.
Развитие речи младших школьников неразрывно связано с интеллектуальным развитием, нравственным, эстетическим воспитанием.
Развитие речи при освоении грамоте предполагает развитие логического и образного мышления. Дети также овладевают учебной деятельностью, учатся рационально использовать свое время.
Для определения особенностей речевой деятельностью ребенка применяется такой метод как наблюдение. На уроке учитель учит давать учеников полные и развернутые ответы, говорить правильно.
Оценка словарного запаса может осуществляться по-разному. Пассивный словарный запас у детей можно обнаружить через показ им большого количества предметов или объектов, учитывая процент правильных высказываний.
Активный словарный запас выявить сложнее. Для этого беседуют с детьми на определенные темы, а затем подсчитывают количество слов, которые дети используют (повторяющиеся не учитывают).
Анализ грамматических высказываний можно провести на материале записей высказываний детей, то есть примерно. Учитываются особенности речи в конкретной ситуации, сложность высказываний, их правильность.
Следует обращать внимание на активность детей в беседах, пытаются они задавать вопросы или только отвечают на них, дают простые или развернутые ответы. Простые ответы не всегда свидетельствуют о недоразвитие речи детей, иногда они могут быть признаком плохого настроения или негативного отношения к собеседнику.
Диагностика начинается с изучения общей коммуникативной функции речи: понимание речи, невербальных средств (мимики, жестов), устного и диалогической речи.
Далее изучаются автоматизированные формы речи (не произвольно), а затем произвольные функции устной речи — повторение, названия предметов и действий, составление фраз соответствующих рисункам.
Изучение иммерсионной речи начинается с выявления фонематического слуха, понимания детьми вербальных инструкций, понимания речи, слов, фраз.
Изучение логически-грамматических конструкций вмещает понимание ими грамматических конструкций, сравнительных и инверсии.
Сложная взаимосвязь анатомо-физиологических, психологических и социальных факторов определяют особенности коммуникативно-речевого развития, значительное количество нарушений в речи детей[8, с. 31].
Выделяются следующие ключевые направления в овладении речевыми навыками:
— Словарная работа. Основана на усвоении новых слов.
— Работа над словосочетанием и предложением. Осознание предложения как самостоятельной единицы, составление развернутых высказываний, установление простейших связей между словами в предложении, а также в словосочетаниях.
— Связная речь. Пересказ прочитанного, рассказы по наблюдениям и воспоминаниям, работа с загадками, пословицами, поговорками, скороговорками. Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи[13, с. 23].

Picture of Diplom777
Diplom777