Немаловажно и положение тетради. Тетрадь должна лежать наклонно влево – для праворуких и влево – для леворуких обучающихся. Угол наклона нижнего края страницы по отношению к краю стола около 25 градусов. Нижний левый угол страницы, на которой пишет учащийся, располагается напротив середины руки [9, 145].
Учитель должен обязательно проверять, правильно ли держит ученик ручку. Для закрепления этого навыка можно выполнять упражнения: «Курочка пьет водичку», «Подними указательный пальчик», «Поработай средним пальчиком» и т.д.
Анализ традиционной системы формирования каллиграфического навыка показал, что данная работа направлена на развитие правильного почерка обучающихся, однако большинство традиционных подходов ориентировано на фронтальную работу с классом, что, к сожалению, приводит в дальнейшем к появлению различных индивидуальных отклонений и нарушению почерка у обучающихся.
1.2 Причины нарушений письма и виды каллиграфических ошибок
В первом параграфе были рассмотрены условия формирования правильного почерка обучающихся, но в дальнейшем приходится сталкиваться с различными видами каллиграфических ошибок.
В процессе формирования письма у ребенка формируется 2 вида грамотности: графическая и каллиграфическая.
Графическая грамотность – один из показателей сформированности навыка письма – проявляется в том, допускает ли ученик ошибки, возникающие в процессе перекодировки звуковой формы слова в графическую и при непосредственном воспроизведении ее на бумаге [11, 103].
Графические ошибки – это пропуски, перестановки и разнообразные замены букв, соответствующих фонемам, сходным по акустической, артикуляционной характеристике, или изменение формы, размера, пространственного положения и количества элементов в буквенном знаке [11, 104].
Каждому учителю хорошо известно, насколько трудно протекает становление у младших школьников (особенно шестилетних) умение писать разборчиво, ровно, с соблюдением пропорций, одинакового наклона и так далее. Для того чтобы научиться более умело управлять этим процессом, необходимо представить себе, во-первых, те трудности, которые испытывают дети, а во-вторых, порождающие их причины.
К причинам возникновения графических ошибок следует отнести, во-первых, недоразвитие у детей звуковой стороны языка, то есть фонематического слуха и культуры звукопроизношения, во-вторых, несовершенство зрительного восприятия и двигательного воспроизведения на бумаге буквенных знаков и их компонентов, соответствующих определенному смысловому значению.
Для определения графической грамотности учеников рекомендуется использовать диктант. Это более сложный вид речевой деятельности в сравнении со списыванием, так как перекодирование звуков в буквы чаще вызывает трудности, чем обратный процесс.
Следующим показателем сформированности графического навыка является каллиграфическая четкость и устойчивость письма. Этот критерий характеризуется умением пишущего соблюдать установленную высоту, ширину и угол наклона букв и их отдельных элементов.
При разграничении понятий графическая и каллиграфическая ошибки нужно учитывать характер и пределы искажения буквенного знака. Если буква искажается учащимся до неузнаваемости, а именно: заменяется направление элемента или знака в целом, увеличивается или уменьшается количество элементов; одна графема полностью заменяется другой, сходной по начертательной или акустической характеристике, то подобного типа ошибки следует отнести к графическим. Искажения буквы в пределах ее узнавания и прочтения (нарушение высоты, ширины и угла наклона) относятся к каллиграфическим ошибкам.
Таким образом, графические ошибки связаны с изменением или полным исчезновением определенного смысла изображенного слова. Каллиграфические недостатки письма лишь затрудняют прочтение текста.
Каллиграфические ошибки свидетельствуют о несформированности четкости и устойчивости почерка обучающихся. Погрешности в письме могут быть вызваны самыми различными причинами: нарушением элементарных гигиенических требований (положение тетради, руки, ручки в руке и так далее), перенапряжением руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации, несовершенством регуляции движений, разрывом в развитии двигательных анализаторов, недостаточность взаимодействия оптического и глазодвигательного аппарата и так далее.
Каллиграфические ошибки – изменение формы, размера, пространственного положения буквы. Физиологические, психологические и педагогические исследования (Логинова Е.А, Безруких М.М., Хохлова Т.Е., Львов М.Р., Градобоев П.Е. и др.) доказали, что при обучении младших школьников письму существуют следующие причины нарушений почерка [22, 43].
Во-первых, это недостатки санитарно-гигиенического аспекта:
а) обучающиеся сидят, скорчившись, поджав ноги, навалившись грудью на стол;
б) пишут буквально «носом»;
в) левое плечо выдвинуто вперед и торчит углом, кисть левой руки засунута под мышку правой руки и подпирает голову;
г) правая рука неправильно располагается на столе (локоть или резко свисает вниз, или слишком уходит вправо, вверх от края стола, или вплотную прижат к корпусу);
д) голова при письме имеет различные наклоны и к левому, и к правому плечу;
е) вся фигура ученика выражает напряжение и усилие [33].
Во-вторых, мотивационно-потребностный блок письма, т.е. формирование отношений ученика к деятельности письма, его заинтересованность. Так, наблюдения многих учителей показывают, что почти все ученики не любят писать. У них не возникает потребности в этой новой речевой функции. Они имеют смутные представления о ее необходимости. «Не хочу» и «не могу» — два почти непреодолимых препятствия на пути младшего школьника. Этот барьер нежелания в обучении письму сильно тормозит процесс успешности. И это понятно: однообразное и монотонное написание элементов букв, их соединений приводит детей к утомлению, а отсутствие интереса мешает возникновению желания учиться, не активизирует формирование мыслительной деятельности, развитие творческих способностей речи, не создает положительной мотивации учения.
В-третьих, анализируя положение дела с письмом, следует отметить небрежное, неаккуратное, неэстетическое ведение учениками тетрадей:
а) небрежно, с ошибками подписаны тетради;
б) неряшливо ведется запись как классных, так и домашних работ;
в) ошибки исправляются учеником или после многократного перечёркивания буквы, или путем прописывания по ошибочно написанной букве;
г) углы тетради загнуты и затерты;
д) не соблюдается единый орфографический режим.
В-четвертых, недостаток в результативности обучения детей письму — это несформированность почерка, иначе говоря, несформированность графического навыка, следствием которого является отсутствие каллиграфического письма [17, 138].
В методике обучения обучающихся каллиграфическому письму выделяются следующие графические ошибки:
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.