К продуктивным методам относится метод проектов. Большой вклад в его разработку внёс американский учёный Джон Дьюи. Метод основан на идее активного обучения. Метод позволяет положительным образом влиять на развитие познавательных и творческих навыков учащихся, умение самостоятельно выстраивать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление и т. д.
Этот метод, как и многие другие подробно описан у Г.К. Селевко в труде «Энциклопедия образовательных технологий». По мнению Г.К. Селевко, метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы [19]. Самое сложное в работе c этим методом, говорит автор, занять позицию стороннего наблюдателя – консультанта, доверив ученикам идти своим путём и иметь право на собственные ошибки. Конечно, учитель может помочь найти необходимую информацию, дать совет, подбодрить, т.е. осуществлять контроль над процессом. При выполнении проекта у участников могут возникнуть сложности, поэтому учитель должен незаметно подтолкнуть ученика, ненавязчиво навести его на мысль, если в этом возникнет необходимость.
В основе метода проектов лежит усвоение новой информации, но для учащегося эта область новая, поэтому его следует направлять, помогать в определении целей и задач проекта, намечая путь их решения в процессе обсуждения с ним. Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет успешно сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности. Проектный метод это это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи.
Метод «case study» («разбор конкретных ситуаций»). Данный метод пришёл к нам из Америки, где он был впервые применён в 1924 году. Он как нельзя лучше способствует развитию так необходимых в юношеском возрасте различных практических навыков и прежде всего, коммуникативных. Метод вполне может быть применён на уроках мировой художественной культуры.
Метод case study имеет свои характерные особенности. При желании учитель может сам придумать условия конкретной задачи, но при этом они должны отвечать определённым требованиям: соответствовать поставленной цели, иметь определённый уровень трудности, иметь несколько вариантов решений и т. д. Метод достаточно затратен по времени подготовки, но позволяет как нельзя лучше раскрыть личностный потенциал учащегося. Метод будет интересным как для учеников, так и для учителя.
Учебная книга нового поколения должна создать комфортную среду продуктивного педагогического общения. Важно предоставить пользователю возможность корректировать выбор уровня сложности, скорости прохождения учебного материала, тактики самостоятельного исследования, образовательных вопросов [11].
Из продуктивных методов, которые предлагаются в работе со старшеклассниками на уроках МХК, можно ещё назвать метод соревновательных форм урока (аукцион, деловая игра, диспут, прессконференция, брейн-ринг, турнир, тест-игра и др.); эвристический метод обучения («мозговой штурм», «мозговая атака», брейнсторминг, ТРИЗ и др.) и многие другие.
На основе изученной литературы, нами сделан вывод, что под продуктивными методами в педагогике понимается методы, направленные, прежде всего, на развитие творческой личности, для которой характерно умение быстро ориентироваться в различных ситуациях, способность видеть проблему, находить пути её нестандартного решения, проявляя при этом креативность, подключая интуицию, логику и т.д. В наше динамичное время спрос на эти качества будет только повышаться.
Среди продуктивных методов наиболее эффективными авторы называют метод проектов, метод case study, метод дискуссий, метод соревновательных форм урока и др. т.к. они нацелены на самостоятельную познавательную деятельность учащихся, а также на развитие их творческого мышления, как ключевого элемента результата образования. Человек сегодняшнего дня должен уметь создавать свой собственный опыт. Преподаватель при этом лишь выступает в роли организатора учебно-воспитательного процесса.
Методические и методологические проблемы изучения отечественной культуры в 10-11 классах
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.