По характеру объектов выделяют эксперименты: экономические, правовые, педагогические, политические, демографические, эстетические и другие. По специфике поставленного задания эксперименты делятся на научно-исследовательские, во время которых проверяется гипотеза, содержащие новые сведения научного знания, и практические, которые имеют целью производство полезной новизны в массовых масштабах.
Для выявления эффективности эксперимента целесообразно проводить его много раз, отрабатывая чистоту эксперимента и проверяя основные варианты решения одной социальной проблемы. Проведение социальных экспериментов требует от экспериментаторов большой осторожности и повышенной ответственности. Ошибки в их организации и реализации не только снижают качество полученной информации, но и вредны для практики социальной жизни, а иногда и губительные для тех социальных систем, естественное функционирование которых нарушено непродуманным вмешательством экспериментатора. Проводить эксперимент следует не всегда, а только тогда, когда есть уверенность, что его положительный эффект превысит негативный, когда он тщательно спланирован и до мельчайших подробностей продуман.
Общие правила экспериментального метода четко описаны российскими учеными С. Григорьевым и Ю. Растовым. Объектом социологического эксперимента может быть отдельное лицо, любая (как в количественном, так и в качественном отношении) группа людей, социальный институт, все общество. Естественно, что объект конкретного эксперимента должен соответствовать объекту того исследования, частью которого этот эксперимент выступает.
Объект эксперимента конкретизируется понятиями «экспериментальная группа» и «контрольная группа». Сопоставление характеристик этих двух групп до и после эксперимента позволяет глубже оценить последствия экспериментального фактора и обеспечивает чистоту эксперимента.
Осмысливая экспериментальный метод, важно учесть, что конкретные определения его объекта, предмета, экспериментальной ситуации (места, времени и других условий эксперимента) зависят от содержания общей исследовательской программы.
Если эксперимент играет роль дополнительного метода в исследовании (а основным, скажем, является анкетирование), то вместе с общей программой исследования разрабатывается специальная программа эксперимента. При этом последняя исходит из первой, конкретизирующей все компоненты ее теоретико-методологической части. Если же эксперимент используется как единственный метод, то его программа совпадает с общей программой исследования. Чаще случается третий вариант, когда эксперимент применяется как один из основных методов (в сочетании или с наблюдением, или с каким-либо опросом). В таком случае, как правило, специальной программы эксперимента не делают. Вместо нее в общей исследовательской программе особо выделяется та гипотеза, которая будет проверяться экспериментальным путем, и описываются процедуры ее проверки (система переменных, экспериментальный фактор, условия эксперимента, экспериментальная и контрольная группы, инструментарий эксперимента). Качество экспериментального метода во многом зависит от контрольных процедур, четкости регистрации переменных и их состояний, а также поддержания заданных условий эксперимента. Отсюда следует повышенная требовательность к инструментам его организации, проведения и обработки полученных данных.
Основная проблема разработки документов данного метода заключается в сложности, иногда невозможности пилотажа. В связи с этим возрастает значимость их апробации другими способами (консультации коллег, заимствование их опыта, мозговая атака, фокус-групповое обсуждение и т.д.).
Главным документом метода, который характеризуется, является протокол эксперимента, в котором должны быть отражены, как минимум, следующие позиции:
наименование темы эксперимента;
точное время и место его проведения;
четкая формулировка гипотезы, которая проверяется;
содержание экспериментального фактора (независимой переменной)
характеристика зависимых переменных и их индикаторов;
содержательное описание экспериментальной группы;
характеристика контрольной группы и принципов ее отбора;
описание экспериментальной ситуации;
характеристика условий эксперимента;
ход эксперимента, то есть обстановка:
до введения экспериментального фактора;
в процессе его введения;
после его введения;
после окончания эксперимента;
оценка чистоты эксперимента и использованного инструментария;
заключение о достоверности гипотезы;
другие выводы;
данные о составителей протокола и степень их согласия;
дата подписания протокола [2
Метод эксперимента при изучении социальной реальности
- Дмитрий Аксёнов
- Социальная работа
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Дмитрий Аксёнов
Мое имя Дмитрий Аксёнов. Около 30 лет назад закончил РГПУ им. А.И. Герцена. Учился на факультете истории и социальных наук. По специальности работаю 25 лет, читаю лекции в институте. Поскольку нагрузка не слишком большая, я подрабатываю репетитором и пишу научные работы на этом сайте. Люблю свою работу за то, что сам всегда узнаю что-то новое, несмотря на мой возраст, и могу делиться полученными знаниями с молодым поколением.