Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Метафора в теории языка и риторике

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Н.Д. Арутюнова представляет структуру метафоры состоящей из четырех компонентов, «лишь частично эксплицированные в ее поверхностной структуре, две сущности [два объекта] – основной и вспомогательный субъекты метафоры, по М. Блэку, – и некоторые свойства каждого объекта». Согласно мнению исследователя, человек запечатлевает в языке свой физический облик, свои внутренние состояния, эмоции, интеллект, свое отношение к предметному и непредметному миру: «Язык насквозь антропоцентричен. Присутствие человека дает о себе знать на всем пространстве языка».
Метафора, по мнению ученого, – «это транспозиция идентифицирующей [дескриптивной и семантически диффузной] лексики, предназначенной для указания на предмет речи, в сферу предикатов, предназначенных для указания на его признаки и свойства».
Метафора исследуется ею в практической (обыденной и деловой), научной и художественной речи. В практической и научной речи, по мнению Н.Д. Арутюновой, метафоры необходимы в техническом плане, в художественной речи метафоры естественны и органичны как способ передачи художественного видения мира.
Нами приведены лишь несколько толкований определения метафоры отечественными лингвистами. Все они связаны с исследованиями в области метафоры зарубежными учеными и философами. Проанализируем наиболее актуальные в этом отношении теории.
Согласно определению Аристотеля и его учеников, в основе метафоры лежит перенос, аналогия предметов, признаков и т.д. Современные ученые пошли дальше, они заинтересовались степенью соотнесения метафоры и реальности. Стремление получить наиболее достоверное представление об этом соотнесении «породило» три различных теории:
теории, сосредотачивающиеся на способности метафор описывать действительность;
теории, исследующие способность метафор быть составляющей частью действительности;
теории, предлагающие рассматривать потенциал метафор как средство критики и преобразования действительности.
Последователи первой теории внимание сосредотачивают на описательных возможностях метафор. Аристотель, который стал создателем этой теории, и его последователи считали, что метафора предоставляет возможность описать те стороны действительности, которые невозможно описать каким-либо другим способом. А в свободном использовании в речи она способна иногда «затемнить» посредством отдаленных по смыслу сравнений какие-то реальные факты. Исходя из такой способности метафоры, в XVII веке большинство лингвистов под влиянием эмпирического учения Т. Гоббса и Дж. Локка критиковали метафору за искажение истинной реальности.
Основным представителем второй теории был М. Блэк. По его убеждениям, метафора – это не просто средство понимания мира, но и средство его создания. Она обладает дополнительным когнитивным значением, которое способствует пониманию и достоверному восприятию окружающего мира. М. Блэк соглашается с Аристотелем в том, что метафора открывает доступ к реальности, которая не может быть раскрыта никаким иным способом, но не соглашается с древним философом в том, что метафоры всегда объективно отражают существующее сходство предметов.
В раскрытии этой теории Д. Дэвидсон пошел дальше: он расширил «креативную» способность метафоры. Он считает, что метафора функционирует не через дополнительное переносное значение, а через контраст с литературным языком. По его мнению, метафора – это заведомо неправдоподобное значение, благодаря которому вопреки установленным нормам литературного языка она создает новое понимание действительности. Теории, исследующие способность метафор быть составляющей частью действительности, открыли дорогу дальнейшим исследованиям, направленным на изучение того, как метафора создает и конструирует реальность. Дж. Лакофф и М. Джонсон считают, что «для большинства людей метафора — это поэтическое и риторическое выразительное средство, принадлежащее скорее к необычному языку, чем к сфере повседневного обыденного общения».
Представители третьего направления стремятся вскрыть реалии, создаваемые самой метафорой. Одним из ярких представителей данной теории является философ Д. Деррида. Согласно его убеждению, «метафорами, развивающими определенные типы смысла, формирующего знание и действительность специфическими способами, вполне вероятно, создана философия, как и вся метафизика».
С начала 70-х годов XX века заметно возрос интерес к изучению метафоры в областях научного знания, не связанных с теорией языка и литературы. Данный феномен был связан с возможностью раскрытия новых функций метафоры. На сегодняшний день метафора является популярной темой исследований в таких гуманитарных науках, как лингвистика, психология, философия, риторика и др.

Diplom777
Diplom777
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜