В соответствии с программой «От рождения до школы», во второй младшей группе (3-4 года) ставится задача оказания помощи детям в получении из нераспространённых простых предложений (состоящих только из подлежащего и сказуемого) распространённых путём введения в них определений, дополнений, обстоятельств, детьми составляются предложения с однородными членами, к примеру, «Мы пойдём в магазин и купим хлеб, молоко и мороженое».
В средней группе (4-5 лет) необходимо побуждать детей к активному употреблению в речи простейших видов сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
В старшей группе (5-6 лет) решаются задачи обучения составлению по образцу простых и сложных предложений, а также совершенствуются умения использовать в речи прямую и косвенную речь.
В подготовительной к школе группе (6-7 лет) в задачи работы с детьми входит оказание помощи дошкольникам в правильном построении сложноподчинённых предложений, использовании языковых средств для соединения их частей, к примеру, «чтобы», «когда», «потому что» и др.
Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Особая эмоциональная окрашенность, выражающаяся специальной интонацией, может сделать любое предложение восклицательным.
Детей также учат обдумыванию словосочетаний, затем правильной связи слов в предложения. Особое внимание при обучении детей построению предложений уделяется упражнениям на употребление правильного порядка слов, предупреждая неправильное согласование слов. Важно следить, чтобы дети не повторяли однотипные конструкции.
Важно сформировать у детей элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого дети должны овладеть разными способами сочетания слов в предложении, освоить некоторые смысловые и грамматические связи между словами, уметь интонационно оформлять предложение.
В соответствии с программой «Детство», во второй младшей группе детей учат использовать в речи простое распространённое предложение, при помощи воспитателя дети учатся строить сложные предложения.
В средней группе детей учат использовать в речи полные, распространённые простые с однородными членами и сложноподчинённые предложения для передачи временных, пространственных, причинно-следственных связей.
В старшей группе дети учатся строить своё высказывание кратко или распространённо, ориентируясь на задачу общения.
В подготовительной к школе группе детьми самостоятельно используются в речи разные типы предложений (простые, сложносочинённые, сложноподчинённые) в соответствии с содержанием высказывания.
Таким образом, в процессе формирования синтаксического строя речи у детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.
Итак, изучение программных требований позволило представить задачи работы по формированию синтаксической стороны речи у детей в разных возрастных группах, было отмечено усложнение работы от группы к группе.
Место дидактических игр и лексических упражнений в освоении дошкольниками синтаксической стороны речи
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.