Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Меценатство как социальный институт в истории России

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Итак, меценатская деятельность в России — это, преимущественно, бескорыстное служение людям, государству и обществу. Это, как означало ранее, во многом базировалось на православных духовных традициях. Благотворительность, как неотъемлемая доля православного мировоззрения, много шире, нежели содействие культуре. Кардинально существенно, что и эта составляющая меценатской деятельности сформировалась в России под воздействием общих принципов благотворительности и традиционных особенностей национальной культуры.

1.3. Специфические черты меценатства в XIX – начале XX века

Меценатство, обнаруживается хронологически, в пореформенной и предреволюционной буржуазной России во второй половине XIX — начале XX в.
Отечественному купечеству, которое представляет в главной своей массе выходцев из крестьян, досталась на их долю миссия, прямо противолежащая культурно-исторической миссии дворянства. Купцу предстояло снизить разрыв, сблизить чуждые, даже агрессивные и мало неясные друг другу миры культуры.
В отличие от меценатства многие из представительных купцов-меценатов овладели непростым путём развития от стихийного и нередко неосознанного подъема собирательством в начале его до образования высокохудожественных собраний и коллекций национального значения, реализации крупных проектов в сфере образования и культуры.
Специфическими чертами и особенностями купеческого меценатства были:
— его гражданская направленность,
— социальной значимостью,
— полнейшим бескорыстием,
— абсолютная общественная способность чутко уловить современные ему тенденции развития культуры,
-демократическая направленность давними традициями благотворительности, что было определено убеждениями, принципами, личностными качествами этих людей, которых следует причислить по типу деятельности не столько к культурным героям, сколько к подвижникам.
— деятельность меценатов подчинялась совершенно патриотическими устремлениями как, то способствовать обретению Россией экономической и интеллектуальной самостоятельности в Европе, воздействовать на формирование национального самосознания, поднять культурный уровень отечественного населения, так и субъективные амбиций и зачастую корыстные интересы.
Но, анализируя разнообразные формы массовой благотворительности, можно прийти к выводу, что не всегда деятельность меценатов определилась лишь христианской нравственностью, жаждой поддержать ближнего. Для меньшей части благотворительность являлась способом приобрести награду, звание почетного гражданина или попечителя, почетного блюстителя либо поднять свой служебный чин.
С 1862 г. у царской семьи дела благотворительности отданы в ведение Министерства внутренних дел, где надлежало приобрести разрешение принимать пожертвования, открывать сиротские дома, богадельни, больницы и остальные заведения.
Последующая мелочная и жесткая регламентация режима в этих учреждениях, их жесткая отчетность перед Министерством внутренних дел вырабатывали правительственный контроль над негосударственными заведениями, которые созданы на частные и общественные пожертвования, стало просто угнетающим.
Однако не только это ограничило благотворительность. Свобода пожертвований по-всякому была скована. Имелся также закон, запрещающий открывать благотворительные заведения, пока они целиком не снабжены капиталом. Только весьма состоятельные люди могли воплощать в жизнь свое желание основать больницу или приют, библиотеку или школу.
Аналогичные меры были вызваны гарантировать качество и обстоятельность благотворительной деятельности в здравоохранении и образовании.
Количество благотворительных заведений всевозможного назначения — прежде всего, здравоохранительных ,учебно-воспитательных и общедоступных культуртрегерских — исчислялось тысячами, а число обучающихся достигало несколько сотен тысяч. В то же время благотворительность буржуазии стремительно выходила за рамки собственно филантропии. Она распространялась и на сферу духовной жизни, а крупнейшие жертвователи принимаются реализовывать важные функции создателей культуры и культурной среды.
В деле благотворительности и организации земских учреждений, городские магистраты и земства стали тем институтом, через который меценатство в образовании, благотворительность в здравоохранении и социальном призрении приобрели действительно общенациональный размах.
Немаловажной особенностью русского меценатства, особенно сильно проявившегося в конце XIX в., стала его деятельность в сфере культуры и образования благотворительных организаций и благотворительных обществ, «коллективных меценатов».
На рубеже XIX-XX вв. Российская империя продемонстрировала пропорцию социальной поддержки от государства -15%, от земств и приходов — 25% , от солидарно-социальных институтов и индивидуальных благотворителей — 60%. Примерно таким же было соотношение и в финансово-материальном содержании области образования.
Специфический дух ненависти накануне революций подняла среди имперской элиты еще один мотив меценатства, который стал надлежавший из глубочайшего ощущения вины перед народом и подспудного трепета перед его гневом. Отсюда и очевидный крен в моделях поведения в сторону «одаривания» и альтруизма.
Эти «излишества» в финансировании «пышности» реализовываемых проектов культурных и образовательных программ отличали деятельность всей этой группы меценатов от расчетливости и педантичности меценатов просвещения из царской семьи.
В современной Российской Федерации такие черты личности, как социальная адаптация, социальная ответственность и самореализация, стали в силу ряда субъективных и объективных обстоятельств на порядок более слабыми, чем у их прадедов начала XX в.
Итак, специфические черты в деятельности меценатства в XIX – начале XX века отмечены рядом общих черт: социальной значимостью, полнейшим бескорыстием, демократической направленностью давнишними традициями благотворительности, что было определено убеждениями, принципами, личностными качествами этих людей, которых следует причислить по типу деятельности не столько к культурным героям, сколько к подвижникам.
Меценатство не было случаем, деятельностью немногочисленных представителей образованной буржуазии, оно овладевало самыми разнообразными сферами и было крайне велико, по сути, по масштабам сделанного, отечественные меценаты реально оказывали заметное, если не определяющее воздействие и на среду социального обустройства, и на образование в России начала XX в., духовную жизнь государства.

Picture of Дмитрий Аксёнов
Дмитрий Аксёнов
Мое имя Дмитрий Аксёнов. Около 30 лет назад закончил РГПУ им. А.И. Герцена. Учился на факультете истории и социальных наук. По специальности работаю 25 лет, читаю лекции в институте. Поскольку нагрузка не слишком большая, я подрабатываю репетитором и пишу научные работы на этом сайте. Люблю свою работу за то, что сам всегда узнаю что-то новое, несмотря на мой возраст, и могу делиться полученными знаниями с молодым поколением.