Из вышеперечисленных способов первые пять мы отнесем к морфологическому способу выражения, согласно которому в сравнении используются слова и формы слов определенных частей речи. Последний способ является лексическим, согласно которому сравнение выражается специальными оборотами типа подобный, похожий либо глаголами с аналогичным значением. Также мы обратим внимание на наличие в текстах поэта особого типа сравнения со словом это.
Кроме того, во время анализа языкового материала мы обратим внимание и на разнообразие сравнений по форме и попытаемся обнаружить в текстах сравнения прямые и отрицательные, неопределенные и развернутые, а также присоединительные.
Глава II. Лексические и морфологические способы выражения сравнения в лирике Р. Рождественского
1. Особенности языка произведения Р. Рождественского
Роберт Иванович Рождественский, чьё имя в Советском Союзе было известно всем и каждому, уроженец алтайского края, при рождении получил имя Роберт Станиславович Петкевич в честь революционера Роберта Эйхе.
Творческая биография Роберта Рождественского началась с публикации нескольких стихов в Петрозаводском журнале «На рубеже» в 1950 году, когда поэту исполнилось 18 лет. В этом же году он предпринимает первую и неудачную попытку поступить в Московский литературный институт, после которой следует и другая, завершившаяся успешным поступлением.
Уже за год до получения диплома поэт издает дебютный сборник стихов под названием «Флаги весны», который был напечатан в издательстве Карелии.
Впоследствии творческое наследие Рождественского как поэта-песенника пополнилось множеством сочинений, большинство из которых стали известными и любимыми в СССР. Роберт Иванович вошёл в историю советской и российской литературы вместе с несколькими талантливыми современниками-шестидесятниками, среди которых Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко.
Если взглянуть на творчество Роберта Ивановича в целом, то можно проследить широкое разнообразие тем, затрагиваемых автором: межличностные отношения («Байкальская баллада»), трудности повседневной жизни («Зал ожидания»), радость бытия («Человеку надо мало»), освоение космоса («Вопрос»).
Песни на слова Роберта Рождественского пели и продолжают петь большое количество звёзд советской и российской эстрады. В качестве примера можно привести песни «Вся жизнь впереди» в исполнении ВИА «Самоцветы», «Мои года» Вахтанга Кикабидзе, «Эхо любви» Анны Герман и Льва Лещенко, «Притяжение земли» Льва Лещенко, «Позвони мне, позвони» Ирины Муравьёвой из фильма «Карнавал».
То же можно сказать и о композиторах. Трудно назвать композитора, с которым бы не сотрудничал в разные годы Роберт Иванович. В числе его соавторов можно назвать таких известных композиторов, как Дмитрий Кабалевский, Александра Пахмутова, Максим Дунаевский, Владимир Шаинский, Евгений Мартынов, Муслим Магомаев, Никита Богословский, Роберт Амирханян, Александр Журбин, Евгений Жарковский, Марк Минков, Александр Броневицкий и многие другие.
Большое место в творчестве Роберта Рождественского занимает любовная лирика. Его герой и здесь целен, как и в других проявлениях своего характера. Вступая в зону чувства, он испытывает драматические противоречия, конфликты. Все стихи Рождественского о любви наполнены тревожным сердечным движением. Путь к любимой для поэта – всегда непростой путь; это, по существу, поиск смысла жизни, единственного и неповторимого счастья, путь к себе.
Обратимся к поэзии Роберта Рождественского с точки зрения использования сравнения как художественного приема, проанализировав большую часть его стихотворений. [Евтушенко 1999, 43]