Воспитатель: Давайте вспомним, какие бывают окружающие нас предметы? (Природные и рукотворные). Что значит – природные? (Эти предметы созданы самой природой). А что же такое рукотворные предметы? (Предметы, сделанные руками человека). Молодцы, всё правильно. А сейчас поиграем в игру, которая так и называется «Природный – рукотворный»: если я называю слово, обозначающее рукотворный предмет, вы просто показываете мне свои ручки; а если я называю слово, которое обозначает предмет природного происхождения, вы хлопаете в ладоши.
1.3 Ознакомление детей раннего возраста с предметами рукотворного мира
В последнее время все больше внимания уделяется социальному развитию ребенка. Основная задача общества – показать детям социальный мир «изнутри». Для развития и социализации ребенка большое значение имеют представления о разнообразных предметах. В любом предмете рукотворного мира заложен социальный опыт человечества, отражён уровень развития общества, технического прогресса.
Ознакомление детей с рукотворным миром осуществляется в процессе освоения образовательной области «Познавательное развитие» и наиболее тесно интегрирует с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Это достигается за счёт накопления сенсорного опыта и расширения детских представлений о мире материалов и предметов, созданных трудом взрослых, и неразрывной связи познания с развитием детской речи, включения детей в систему социальных отношений через предоставление возможности отражения мира взрослых в игре. Начала работу по методической теме «Познавательное развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с рукотворным миром» с изучения методической литературы.
Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому все центры должны быть эстетически оформлены. Все центры получились привлекательными для детей и вызывают у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время у детей поддерживать порядок в центре и воспитываю бережное отношение к игрушкам.
Мы постарались организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть.
Все групповое пространство распределено на центры: центр грамотности, игровой центр, центр природы, центр физической культуры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры.
Дети в восторге от нашего музыкально-театрального центра. Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, различные музыкальные дидактические игры «Волшебный мешочек», «Веселый Петрушка», «Музыкальная капель». Кроме того, они развивают фонематический слух и чувство ритма у ребёнка.
Также имеются картотека стихов, загадок, орудия труда,детская художественная литература. Созданы коллекции «Мир игрушек», «Мир инструментов», «Мир посуды».
Возможно знакомство детей с различными видами театра: настольный театр, пальчиковый. Встреча с куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.
Так же в группе имеется центр природы с различными видами растений, занимательными экологическими играми «Кто в лесу живет», «На ферме», «Построим дом», «Волшебный мешочек».
Основной вид деятельности детей — игровой. В игровом центре собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Дети не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь.