При передвижении и ориентировки дети могут использовать сохранные анализаторы: информативные запахи и звуки, восприятие поверхности передвижения (ковер, линолеум, плитка и т.д.). При повседневном использовании различных анализаторах у детей формируются навыки техники безопасности (предупреждение травм глаз, навык безопасного выдыхания опасных для здоровья или незнакомых запахов, вред для организма от очень громких звуков, опасность при касании горячих или холодных предметов, опасность при работе с острыми предметами и т.д.). [33]
Детей с нарушением зрения следует стимулировать использовать в игровой деятельности все анализаторы. Детей следует приобщать к правилам взаимоотношений посредством умения различать интонацию голоса (настроение), узнавать человека по голосу (это важно при телефонном общении). А также, формируя навыки самообслуживания, нужно использовать сохранные анализаторы, в хозяйственно-бытовом труде, тактильный контроль за чистотой поверхности (например, посуды), проверять то, как застегнуты пуговицы, как заправлена постель; осуществлять контроль с помощью обоняния за чистотой тела, одежды. [40]
В ходе занятий идет развитие всех видов восприятия для умения выделять разнообразные свойства и объекты окружающего нас мира. В процессе деятельности развиваются сохранные анализаторы детей. Школьника с нарушением зрения целенаправленно обучают использованию всех видов анализаторов для получения максимальной информации об окружающем мире. Данный вид обучения влияет на расширение познавательных способностей школьника, а также на умение обследовать и сравнивать объекты в ходе чего он устанавливает их сходства и различия. Коррекционная направленность занятий по формированию элементарных математических представлений также предусматривает использование сохранных анализаторов.
Для каждой дидактической темы по ознакомлению с окружающим миром в соответствии с возрастом определяется необходимый объем признаков и их словесное обозначение, которые должны быть усвоены ребенком (данное содержание при планировании используется всеми педагогами группы). Например, тема «Деревья». Дети знакомятся и выделяют несколько запахов среди которых запахи хвои ели и листьев эвкалипта; различают запахи сухих и молодых листьев; Дети знакомятся со вкусом хвоинок; учатся различать вкус фруктов (яблока, груши, сливы, абрикоса); Дети знакомятся со звуками природы в лесу (шум листвы во время ветра, дождя), звуками шуршащей под ногами опавшей листвы; учатся различению на слух стука по дереву; Дети обучаются различать на ощупь листья деревьев, кору деревьев (гладкий – шершавый, большой – маленький); форму листьев (толстая – тонкая листовая пластина, выделяют прожилки с помощью активного осязания, определяют, на каких листьях прожилки определяются легче); Дети формируют зрительный алгоритм восприятия листьев деревьев (цвет, форма, размер, какой край листовой пластины).
В ходе специальных коррекционных занятий по социально – бытовой ориентировке у детей формируется адекватная самооценка своих способностей, а также понимание сенсорных возможностей, кроме того такие занятия направлены на развитие умения самостоятельно ориентироваться в простейших бытовых ситуациях. [23]
По желанию детей, а также для детей, которые имеют низкую остроту зрения и низкий уровень познавательных возможностей рекомендуется проводить индивидуальные занятия как можно чаще. Желательно 2 – 3 раза в неделю. План по их реализации составляется совместно педагогом и медицинским специалистом, который наблюдает за состоянием зрения и здоровья ребенка. Содержание занятий усложняется на каждом году обучения. Структура занятий по социально-бытовой ориентировке определяется темой, задачами и выбором методических приемов. Для начала, на каждом занятии дети знакомятся с объектом работы, затем идет выполнение заданий по инструкции педагога. Время от времени на данных занятиях детям приходится выполнять серию заданий. Наиболее распространенная схема занятия такова:
Курсовая работа «виды занятий по СБО, особенности их структуры»
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.