Отметим, что в нашей стране подходы к выстраиванию целенаправленной системы профориентационной работы начали складываться во второй половине ХХ века. Преобладающей методологией в практике психологической помощи в выборе профессии до сих пор остается тестирование, которое основывается на статистических моделях типологических черт личности [1, с. 53].
В условиях модернизации общего образования под профессиональной ориентацией понимается «комплекс специальных мер в профессиональном самоопределении и выбора оптимального вида занятости гражданина с учетом его потребностей, индивидуальных особенностей и возможностей, а также востребованности профессии (специальности) на рынке труда» [3, с. 96]. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования перед общеобразовательной организацией ставят задачу создания условий для достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов, среди которых существенное внимание уделяется личностному, профессиональному и жизненному самоопределению школьников. Соответственно осуществление профориентационной работы в школе невозможно без учета тенденций развития экономики и производства, в том числе характерных для конкретного региона. В частности, одним из приоритетных направлений государственной политики в части развития экономики и производства, в рамках которого на сегодняшний день целесообразно осуществлять профориентационную работу в школе, является технопарковое движение.
Анализ имеющихся публикаций по данному направлению позволяет утверждать, что система государственной поддержки технопаркового движения в России сегодня находится на этапе своего становления. В 2015 году Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июня 2015 г. № 614-ст утвержден ГОСТ Р 56425-2015 «Технопарки». Технопарки становятся одним из ведущих механизмов государственной политики в части объединения усилий государства и регионов для решения задач социально-экономического развития. С учетом имеющихся тенденций на территории Челябинской области с 2015 года реализуется концепция образовательного технопарка «ТЕМП». Идея появления данного концептуального документа обусловлена наличием ряда обстоятельств объективного характера, детально рассмотренных нами в издании «Образовательный технопарк “ТЕМП”: концепция и модели воплощения» [5, с. 84].
Решая задачи по организации профессионального обучения учащихся общеобразовательной организации, необходимо опираться на имеющиеся ресурсы. В частности, создавать и поддерживать материально-техническую базу невозможно силами только одной общеобразовательной организации. В данном контексте механизм сетевого взаимодействия позволяет усилить ресурсы одной организации за счет использования соответствующих ресурсов другой организации. В основу такого сетевого взаимодействия положены взаимовыгодные отношения для всех сторон. Широкое распространение приобретает сетевая форма реализации дополнительных предпрофессиональных программ. В связи с тем, что образовательная деятельность в рамках сетевого взаимодействия выходит за пределы отдельно взятой общеобразовательной организации, меняется и традиционный характер организации образовательного процесса, что позволило нам выделить следующие условия организации сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций и производства:
1) предоставление учащимся общеобразовательных организаций возможности выбора профессионального обучения, обеспечивающего максимальное удовлетворение их образовательных потребностей;
2) кадровое и материальное обеспечение процесса профессионального обучения в рамках сетевого взаимодействия;
3) возможность осуществления перемещений обучающихся, входящих в образовательную сеть;
4) возможность организации «взаимозачета» результатов освоения учащимися учебных курсов в разных общеобразовательных организациях;
5) согласование учебных планов школ – участников сетевого взаимодействия между собой, осуществление координации расписания занятий в нескольких образовательных учреждениях;
6) информирование участников образовательных отношений [4, с. 7].
Бесспорно, эффективность методов и форм обучения, качество методических разработок, доступность содержания образования тесным образом связаны с подготовкой квалифицированных специалистов. Специфика обучения по дополнительным предпрофессиональным программам заключается в усилении роли самостоятельной работы, формирования у учащихся способности к саморазвитию, самоконтролю, творческому применению полученных знаний. Формы, приемы и виды контроля должны быть разнообразными. Измерение и оценка результатов обучения – одни из самых важных элементов в профессиональной деятельности.
Режим функционирования профессионального обучения в условиях общеобразовательной организации имеет ряд особенностей. Во-первых, освоение учащимися дополнительных предпрофессиональных программ осуществляется по профессиям рабочих и должностей служащих, которые закреплены законодательно в сроки, установленные общеобразовательной организацией [6, с. 87]. Во-вторых, профессиональное обучение в конкретной общеобразовательной организации осуществляется одновременно с освоением учащимися основных образовательных программ. В-третьих, расписание, по которому осуществляется реализация дополнительных предпрофессиональных программ, устанавливается общеобразовательной организацией самостоятельно. Например, целесообразно организовать обучение групп учащихся один раз в неделю, во вторую смену, что удобно для старшеклассников, обучающихся в первую смену по общеобразовательным программам в школах города. К иным особенностям можно отнести следующее.
После прохождения программного материала за первый курс обучения по дополнительной предпрофессиональной программе, что соответствует 9 классу общеобразовательной школы, все учащиеся получают «Сертификат о прохождении курсов профессиональной подготовки» в объеме 136 часов по выбранной профессии.
Курсовая работа на тему Разработка элективного курса :»Семейные обряды народов России:казахи,алтайцы ,русские»
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.