Таким образом, на основе анализа литературы можно резюмировать, что здоровый образ жизни – это комплексная биосоциальная категория, которая включает в себя представления, поведение, мышление человека в течение жизни, направленные на поддержание и укрепление здоровья. При условии соблюдения всех необходимых для здорового образа действий человек имеет возможность сохранить не только собственное здоровье, но и окружающих.
Особенности воспитания здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста
Воспитание здорового образа жизни у детей в младшем школьном возрасте является актуальной проблемой в свете нарастающего влияния современных гаджетов, социальных сетей и прочего. Ребенок с самого детства наблюдает за тем, что происходит не только в его окружении, но и, благодаря прогрессу во всем мире. По этой причине так важно активно воспитывать основные навыки ребенка, способствующие формированию у него здорового образа жизни как осознанной жизненной позиции.
Наиболее важным в данном вопросе является общение внутри семьи ребенка, так как именно по примеру взрослых ребенок начинает привыкать к определенному укладу жизни, соблюдению или не соблюдению необходимых норм и правил. По этой причине в семье должны быть сформированы здоровые детско-родительские взаимоотношения [ REF Сторч r 22, c. 52]
По мнению И. Н. Красоткиной, вопросах воспитания здорового образа жизни школьника в семье существует три основные задачи:
1. создавать наиболее оптимальные внешние условия жизни, заключающиеся, как правило, в питании, одежде, подходящем бытовом окружении (мебель, обстановка в доме и т.д.);
2. создавать гармоничный режим труда и отдыха в соответствии с возрастными особенностями школьника;
3. прививать ребенку необходимые представления о здоровом образе жизни, его значении, формировать у ребенка здоровую модель поведения. [ REF Красоткина r 14]
Здоровый образ жизни формируется из множества составляющих, причем каждый компонент по-своему важен. Игнорирование даже одного из них может свести на нет все прочие усилия.
Правильное питание. Питание школьника должно быть полноценным и сбалансированным. Энергии и питательных веществ должно хватать на рост и ежедневную активность, при этом избыток и недостаток калорийности и питательной ценности одинаково вредны.
Рациональный режим дня. Сюда входит режим труда, подразумевающий рациональную учебную нагрузку, а также достаточный объем качественного отдыха, в том числе сна.
Оптимальная физическая нагрузка. Любой ребенок, даже самый «неспортивный», должен заниматься физкультурой или спортом. Учитывая, что уроки физкультуры не в состоянии обеспечить достаточную физическую нагрузку, в свободное время школьнику рекомендуется посещать спортивную секцию и выделять время на подвижные игры на свежем воздухе.
Закаливание. Закаливание является отличным средством повышения сопротивляемости организма: человек становится менее подверженным простудным заболеваниям, он реже болеет вирусными инфекциями даже во время эпидемий.
Соблюдение гигиенических норм. В эту группу входят все основные гигиенические мероприятия: поддержание чистоты полости рта и тела, гигиена половых органов, чистота постельного и нательного белья, использование только личных предметов гигиены и т.п. [ REF Безруких r 7].
Отказ от вредных привычек. Курение, алкоголь, любая форма наркомании несовместимы со здоровым образом жизни и угрожают школьнику задержкой роста и развития, формированием различных заболеваний и даже смертью.
Благоприятная психологическая обстановка в семье. Добрые дружеские отношения между всеми членами семьи являются основой психического здоровья школьника [ REF Сторч r 22].
Таким образом, для детей младшего школьного возраста проблема формирования здорового образа жизни является наиболее актуальной, так как именно в этом возрасте происходит закладывание основных привычек и жизненного уклада. Большую роль в воспитании здорового образа жизни у детей грает общение и воспитание внутри семьи, а также создание благоприятной для воспитания у ребенка здорового образа жизни обстановки.