Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Курсовая работа: «Формирование познавательного интереса к природе у детей с задержкой психического развития»

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

У детей дошкольного возраста познавательный интерес имеет свои специфические особенности, такие как: подверженность стрессовым реакциям в ситуации повышенной тревоги (опасности не успеть выполнить задание, подвергнуться наказанию); снижение продуктивности в большинстве случаев, хотя у некоторой части детей возникает мобилизация сил. По мнению Р.Д. Тригер огромное значение имеют положительные, поддерживающие и одобряющие отношения со стороны близких взрослых.
В норме познавательная активность зарождается в процессе познания и выражается в заинтересованности принятия информации, в стремлении углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усваивать способ познания и умения перенести его на практическую деятельность [21].
Напротив, у дошкольников с ЗПР снижение познавательной активности хорошо проявляется в незначительной любознательности. Если большинство обычных детей дошкольного возраста имеют потребность задавать много вопросов относительно предметов окружающего мира и этот возраст учеными назван «возрастом почемучек», то у детей с задержкой психического развития эта потребность не наблюдается или же значительно отличается от их сверстников с нормой развития. К примеру, одни из них вообще не задают вопросов, они медлительные, пассивные, а другие задают вопросы, касающиеся лишь внешних свойств знакомых им предметов и явлений, не углубляясь в суть причинно-следственных закономерностей явлений или событий. Эту проблему изучали У. В. Ульенкова, Т. В. Егорова, Т. А. Стрекалова. Они выявили, что для детей с ЗПР характерна дефицитарность мотивационного компонента, проявляющаяся в крайне низкой познавательной активности. В целом, мотивационно-потребностная сфера ребенка с ЗПР отстает от нормативных возрастных характеристик в среднем на 2-3 года.
Оценивая интеллектуальную готовность детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, исследователи отмечают основную черту — низкую познавательную активность, которая проявляется хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности.
У. Б. Ульенкова считает, что в силу задержки психического развития затруднен процесс формирования ребенка как субъекта деятельности, что проявляется в несформированности всех структурных компонентов познавательного интереса. Ею выделены основные параметры к познанию, из которых особый интерес представляет мотивационный компонент. Его составляющими являются интерес ребенка к заданию; особенности эмоционального отношения к процессу и результату деятельности; эмоциональное отношение к возможному продолжению деятельности.
У. В. Ульенкова в своих исследованиях описала позитивные и негативные характеристики познавательного интереса детей с ЗПР. Позитивные характеристики: осознание общей цели задания, подчинение ей своей деятельности на протяжении всего времени выполнения; попытка использования видимых эталонов для контроля и оценки результатов своей деятельности. Негативные характеристики: отсутствие положительного эмоционального отношения к выполняемой деятельности (готовность в любой момент её прекратить); вербализации только общей цели при отсутствии вербализации плана деятельности; использования техники бездумного копирования предложенного образца, без использования логики и средств его достижения; отсутствие способности к адекватной оценке результата своей деятельности [5].
Таким образом, познавательный интерес у детей дошкольного возраста с ЗПР значительно снижен и к моменту поступления в школу интерес у детей не возрастает. Это дает нам основание полагать, что несформированность познавательного интереса носит стойкий характер. Так же отметим, что дети с ЗПР характеризуются отсутствием положительного эмоционального отношения к выполняемой деятельности (готовность в любой момент её прекратить), отсутствием способности к адекватной оценке результатов своей деятельности. Отмечается низкая способность к преодолению трудностей, например, отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей. При этом выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть, что еще раз подтверждает незаинтересованность детей с ЗПР в своих учебных результатах. Поэтому непрерывный поиск новых способов и средств развития познавательного интереса является важнейшей задачей всего обучения.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.