Формы устной речи на первых порах определяют строение его письменной речи. Письменная речь не может отразить выразительные моменты устной речи, поэтому оказывается беднее устной. Развитие связной речи является основным звеном речи письменной, потому что в речи важно отобразить все существенные связи предметного содержания так, чтобы её смысл образовал контекст, понятный другим людям. Развитие контекстной речи зависит от развития речи письменной [5, с. 146].
Построение связного контекста требует особых приемов, средств, специальной работы для овладения этими средствами. Письменная и устная речь при хорошей культуре и в связи с умственным развитием, становится более богатой и многогранной, становится литературной. Слова, уже имеющиеся в распоряжении ребенка, приобретают обобщенное, отвлеченное значение, в речь включаются новые специальные термины – развивается техническая научная речь. Речь подростка ярче речи младшего школьника, в ней выступают эмоционально-выразительные и лирические моменты. Чаще употребляются метафорические выражения, растет чувствительность к форме, к литературной подаче сказанного и написанного.
Усложняется структура речи, особенно письменной, увеличивается количество сложных конструкций, чужая речь передается в форме косвенной речи. Работа с книгой приводит к навыкам пользования цитатами, в результате речь становится более яркой и цветистой.
Внутренняя речь – это особый вид речевой деятельности, который выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности [12, с. 519].
С одной стороны для неё характерны фрагментарность и отрывочность, а с другой, исключаются какие-либо недоразумения при восприятии ситуации. Она близка к диалогической речи и очень ситуативная. При переводе внешней речи во внутреннюю речь происходит редуцирование – сокращение структуры внешней речи.
Переход внутренней речи к внешней – экстериоризация, наоборот, требует развертывания структуры внутренней речи. Факты, изложенные в речи и способность автора к сообщению, говорят о её информативности. Понятность речи зависит от ряда факторов [5, с. 520]:
смысловое содержание речи;
языковые особенности речи;
соотношение между её сложностью и уровнем развития знаний и интересов слушателей.
Выразительность речи обязательно предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию и, конечно, умение использовать слова и выражения переносного и образного значения.
Надо сказать, что существует еще один вид речи, которая получила название кинетическая речь, сохранившаяся у человека с давних времен. Это был основной и единственный вид речи, выполнявшей все речевые функции – обозначения, выражения и др. Постепенно кинетическая речь утратила свои функции и в настоящее время используется в качестве эмоционально-выразительных элементов речи или жестов. Жесты придают речи дополнительную выразительность. Для людей глухонемых от рождения кинетическая речь остается основной формой общения. В отличие от кинетической речи древнего человека она более развита и обладает целой системой знаковых сигналов.
При отсутствии речевой выраженности и письменного изложения, внутренняя речь соответствует всем лексическим и грамматическим правилам. Здесь сложные мыслеформы заменяются простыми словами. Таким образом, внутренняя речь допустима как преобразование внешней речи. Без предварительного словесного выражения мыслей с использованием внешней речи она не может быть выражена и с помощью внутренней речи Внутренняя речь формируется из внешней речи, служит ее психологической модификацией, при которой главное значение имеет не ее «бессловесность», а крайняя ситуативность и исходящая из этого словесная фрагментарность [11].
Совершенно понятна также взаимосвязь внешней и внутренней речи. Потому что, перед тем как выразить свою мысль нам нужно предварительно ее зафиксировать внутренней речью, продумывая мысленный план или основные моменты своих высказываний. Еще ярче это проявляется при письменном изложении, ведь перед написанием фраз мы сначала их мысленно произносим, а затем выбираем наиболее созвучные и подходящие.
Курсовая по педагогике
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.