Представление жизненной ситуации, описанной в задаче, мысленное представление участия в ней. Пример: согласно текста задачи представить ситуацию, которая описана в нём. Через одну – две минуты учитель просит двух – трёх учащихся рассказать, что они могут представить — «нарисовать словесную картинку». Второй вариант работы: учащийся читает условие задачи про себя и составляет рассказ-представление действия задачи. Опираясь на его рассказ остальные учащиеся начинают работу по составлению текста задачи.
Разбивка текста представленной задачи на смысловые части. Применение данного приёма даёт возможность осуществлению понимания содержания задачи, так его запоминания. Для первых уроков по ознакомлению с задачами и для последующих по работе с простыми задачами рекомендовано разбивать текст на части с описанием:
— начала события;
— действия, произошедшего с объектами задачи;
— конечного момента события, результата действия.
Хорошо работает переформулировка текста задачи в виде замены данного в тексте описания ситуации иным, но с сохранением всех отношений и зависимостей и их количественных характеристик, но больше их выражающим. Цель такой переформулировки заключается в отбрасывании несущественных деталей, уточнении и раскрытии смысла значимых элементов задачи.
Моделирование ситуации, описанной в задаче, используя:
— реальные предметы, о которых говорится в задаче;
— предметные модели;
— графические модели в форме рисунка или чертежа.
Каждый из приёмов необходимо начинать с чтения или прослушивания задачи. От того, как будет прочитана или прослушана задача, зависит её Понимание задачи зависит от результата прочтения и прослушивания в качественном аспекте. От этой работы зависит и эффективность дальнейших действий по её решению.
Основным требованием к чтению задачи является правильное чтение всех слов и их сочетаний, соблюдение правил пунктуации, правильная постановка логического ударения.
В процессе выполнения решения разнообразных задач имеется много общего, которое в настоящее время тщательно изучается и целенаправленно используется.
К общим умениям решать задачи можно отнести умения, которые необходимы и используются при решении многих математических задач. Формирование таких умений является важной учебной задачей в обучении математике. Решение данной задачи хорошо служит для определения уровня развития учащихся, их подготовленности к самостоятельному решению предлагаемых им математических задач. В методической литературе недостаточно уделено внимания проблеме формирования обобщённых умений. Это ведёт к тому, что в практическом обучении часто каждая предлагаемая учащимся задача по математике воспринимается детьми как совершенно новая, которую необходимо решать по-особенному.
Термин «решение задачи» можно использовать двояко: при обозначении ответа на вопрос задачи, в виде некоторого результата, и при обозначении процесса, ведущего к данному результату [3, с. 37]. В процессе решения задачи математики необходимы обобщённые умения различных видов, например, доказана необходимость умений выделять опорные слова, выполнения краткой записи задачи и т. д. Очень важно значение обобщённых умений, входящих в процесс поиска плана решения задачи.
Ребёнок мыслит образами, а его учат мыслить абстрактно. Очень важно при работе с задачей учить детей умению выделять опорные слова, связанные с действием, который соответствует сюжету.
Формирование умения делать краткую запись простой задачи – является необходимым элементом при обучении решению простых задач и подготовительным этапом по ознакомлению с задачами в два действия. Для этой цели рекомендуется использование опоры – таблицы, выполненной по принципу перфокарты. В каждой таблице представлен определённый вид задач: в виде нахождения суммы или одного из слагаемых, нахождения остатка, уменьшаемого или вычитаемого, увеличения или уменьшения числа на несколько единиц, на разностное сравнение чисел, увеличения или уменьшения в несколько раз и т.д.
Использование данных опор приучает учащихся первого класса к правильному оформлению задачи при условии, что они постоянно видят образец, даёт возможность в работе различать задачи по их характерным признакам. Наряду с демонстрационными таблицами можно использовать и индивидуальные. Такая работа даёт возможность включить в работу всех учащихся.
Проверка и самопроверка задач.
В методике преподавания математике под проверкой решения задачи понимается проверка ответа задачи. Имеются несколько способов данной проверки в виде:
— составления и решения обратной задачи;
— решения задачи иным способом;
— соотнесения полученного результата и условия задачи или разыгрывания условий задачи;
— прикидки ответа или установления его границ.
Курсовая: Обучение младших школьников решению простых задач
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.