В отличие от гражданских видов труда, военная имеет специфическую систему ценностных ориентаций, характеризуется подвижностью социального статуса и престижа. Военная деятельность имеет социальное и культурное значение. Она представляет собой «предметную ценность» как объект ценностного отношения, оценивается с точки зрения добра и зла, истины или лжи, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и тому подобное. Способы и критерии, на основании которых производится оценка военной деятельности, закрепляются в общественном сознании и культуре, выступая ориентирами жизнедеятельности общества. В ценностных категориях выраженный определенный объем знаний о военной деятельности, интересы и предпочтения различных общественных групп и личностей. Каждое исторически конкретное общество может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей военной деятельности, система которых выступает как высший уровень социальной регуляции. Усвоения системы ценностей военной деятельности отдельной личностью является одним из условий ее социализации и поддержки нормативного порядка в обществе.
Социология анализирует трудовое поведение человека в зависимости от содержания и характера труда. Характер труда понимается как социально-экономическая сторона трудового процесса, общественная форма его организации, способ взаимодействия людей в процессе труда. Он определяется особенностями отношений в производстве и социально-экономическим положением участников общественного производства. Характер труда позволяет выяснить связь между индивидуальной и общественной работой, способы взаимодействия работников со средствами труда, механизм включения индивидуального труда в общественную, взаимосвязь между отдельными видами труда, тип взаимоотношений участников процесса труда и тому подобное.
Под характером военной службы необходимо понимать связи и отношения между субъектами военной труда и субъектами общества, возникающие в процессе военной деятельности.
Анализ результатов исследования показывает, что характеристики содержания военной службы определяют отношение военнослужащих к выполнению своих военных обязанностей или как с потребностями личности, или как к средству существования. Содержание военной деятельности детерминирует как объективные показатели службы, так и степень удовлетворенности военным делом в целом и уровнем удовлетворенности размерами денежного обеспечения. Установлено, что размер денежного обеспечения и материальная заинтересованность не выступают как основные, самостоятельные факторы, а зависят от содержания военной деятельности. Также установлено, что изменения в содержании военной деятельности (рост напряженности боевой подготовки) является главным условием, которое определяет направление трансформации отношения к выполнению воинских обязанностей военнослужащими.
В современных условиях роста качественных характеристик военнослужащих, рост уровня доходов населения вообще и военнослужащих в частности дальнейшее повышение уровня удовлетворенности военным делом, по нашему мнению, будет зависеть, в первую очередь, от усовершенствования содержания военного дела. Факторы, определяющие уровень удовлетворенности военным делом, имеют непосредственное отношение к формированию морального духа военнослужащих и армии в целом, а здоровый моральный дух — основа высокой боевой готовности Вооруженных Сил.
Довольно своеобразно мотивационная сфера деятельности военнослужащих в условиях военного времени. Мотивы — необходимый компонент боевой деятельности, ее психологической структуры. Каждое действие происходит под влиянием определенного мотива, желания, интереса, идеала, убеждения, чувства долга, социальной требования, стали потребностями.
В психологических исследованиях выделяют несколько групп мотивов. К первой относятся мотивы, обусловленные особенностями личности офицера, политическими потребностями и идеалами, общим отношением к своей профессии, к своим начальникам. Ко второй группе относятся мотивы, порождаемые характером обстановки, ее сложностью, динамичностью. К третьей — мотивы, возникающие при прямом требования старших начальников выполнить боевую задачу. Также выделяют общие социальные мотивы как проявление потребностей, актуализируются в конкретной ситуации.
Основные из них:
• борьба с врагом до полного уничтожения;
• месть за смерть, горе и страдания людей, родных, близких, боевых товарищей
• добросовестное выполнение всех приказов и распоряжений командиров и начальников;
• самосохранения жизни, сохранение жизни своих боевых товарищей и командиров;
• разгром врага, возвращение к мирной жизни, создание семьи, возможность любить, трудиться, растить и воспитывать детей;
• получение морального одобрения своих поступков и действий со стороны командиров и товарищей по подразделению;
• осознание себя как человека, который выполняет особую социально значимую деятельность, отличает ее и товарищей по оружию, от членов социума;
• одобрение поступков и выделение личных заслуг военнослужащих перед Отечеством;
• верность традициям подразделения, части, вида войск;
• возврат к вере и национальное возрождение;
• недопущение поступков, действий, будут осуждены коллективным мнением, уставами и законами;
• самоутверждения офицера среди сослуживцев своими боевыми делами;
• потребность в боевом соперничестве с противником.
Как правило, в боевой деятельности военнослужащего имеет место не одна потребность, а несколько, порождающих и соответствующие мотивы.
В мотивах боевых действий воинов определяются свойства их личности, их мировоззрение, отношение к поставленной задаче, к командиру и коллектива, в боевой обстановки и войны в целом.
Мотивы побуждают воина проявлять боевую активность, добавляют определенный личностный смысл его деятельности. Специалисты отмечают, что в процессе боевой деятельности у воинов возникают такие мотивы, определяются конкретной боевой обстановкой, содержанием выполнения задач и имеют личный смысл. Мотивы такого рода возникают в связи с осознанием близких целей и отдельных задач. В процессе соотнесения в сознании офицера мотивов боевой деятельности с конкретными целями его действий образуется личностный смысл деятельности в целом.
Итак, все эти рассуждения, которые необходимы для уточнения понятия «мотив», позволяют сформулировать вывод, важный для решения основной проблемы исследования: уникальность и неповторимость личности определяется не ассортиментом потребностей, а качеством удовольствие абсолютно одинакового для всех людей набора базовых потребностей.
Анализ результатов показывает, что сегодня основные мотивы поступления на военную службу носят прагматический характер, и они по значимости, например, для военнослужащих-контрактников значительно опережают социально значимые мотивы [43, с. 416; 44, с. 304].
Курсовая на тему « Социально-педагогические пути недопущения участия военнослужащих контрактной
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.