По мнению С.К. Овсянниковой, реализация педагогического принципа воспитания личности в коллективе, посредством коллектива и для коллектива, находится в сильнодействующем инструменте формирования гуманистических взаимоотношений младших школьников в структуре их духовно-нравственного воспитания − детском воспитательном коллективе [14, с. 33]. Именно коллектив является для ребенка «своеобразной средой его обитания»: здесь осуществляется накопление детьми социального опыта, происходит развитие активной, творческой личности. Необходимо отметить, что в каждом возрасте классные коллективы имеют свои особенности. Этими особенностями обладает и классный коллектив младших школьников. Характеристические показатели личностной составляющей классного коллектива начальной школы включают потребность ребенка в общении со взрослыми, потребность в игре и в разнообразной творческой деятельности.
Во многих исследованиях отмечается, что в младшем школьном возрасте процесс воспитания детей является наиболее управляемым, а ключевые личностные проявления формируются наиболее активно, именно поэтому важно рассмотреть возрастные особенности младших школьников [6; 10; 14]. Характерными особенностями детей в этом возрасте являются исполнительность, подражательность, активное восприятие действительности, внимательность, впечатлительность, любознательность, контактность, общительность. Детей тянет ко всему необычному, новому, они проявляют активность, все, что попадает в поле их зрения, стараются подержать в руках, потрогать, с интересом рассказывают об увиденном, с детальными подробностями, не всегда понятными окружающим, однако очень значимыми для рассказчика [14, с. 33].
Расширение знаний, развитие памяти, воображения, наблюдательности способствуют развитию игровой деятельности детей. Для младших школьников большое значение имеют сюжетно-ролевые игры. Развитию личности младших школьников способствует жизнь в классном коллективе. В совместной работе, игре, учебе у детей происходит совершенствование чувства сопереживания товарищам: если в первом классе над просчетами одноклассников ребята склонны смеяться, то к концу первого года школьной жизни особенно смешливых останавливают, сочувствуют тому, с кем случилась неприятность, стараются приободрить его, оказать поддержку. Развивается чувство ответственности за свой коллектив, за честь класса.
Овсянникова С.К. отмечает, что большинство современных младших школьников хорошо информированы, им присуще относительное богатство жизненных впечатлений, они уверены в себе, чувствуют ценность собственной личности [14, с. 34]. Младшие школьники могут довольно критично относиться к окружающему миру, во многом сомневаться, одновременно с этим им свойственно доверчивое отношение к взрослым.
Они отличаются большей в сравнении с дошкольниками, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов, лучшей координацией собственных действий, они могут перестраивать свое поведение в соответствии с требованиями взрослых. С поступлением ребенка в школу меняются все его жизненные ориентиры: социальная позиция − он становится учеником, основной вид его деятельности учеба, круг общения значительно расширяется – к родителям, товарищам по дому, воспитателям присоединяются одноклассники, учащиеся других классов, педагоги. Потребности младших школьников остаются такими же, что были характерны и для дошкольников: остается потребность в игре, в образных впечатлениях, в движениях. Многочисленные новые обязанности (точно выполнять требования педагогов, продуктивно усваивать новые умения и знания, переносить большое физическое и умственное напряжение) входят в противоречие с данными потребностями. Тяга к общению с учителем, одноклассниками, стремление к общественно одобряемой деятельности, желание приносить пользу, ответственно выполнять поручения старших помогают детям преодолеть обозначенные противоречия [14, с. 34].
Вместе с тем, все эти противоречия могут выступать в качестве основы как положительных, так и негативных трансформаций в личности ребенка (повышенная конфликтность, перегрузки, гиподинамия, неуверенность в собственных силах, подавленность личности, в результате происходит полное неприятие школы). Все это требует значительных усилий педагогов для сведения до минимума негативного воздействия противоречий. Исследователи полагают, что за время обучения в начальной школе в организме, поведении, характере, психике младших школьников происходят значительные изменения. В частности, во многом совершенствуется речь учеников, которая выполняет важнейшую функцию — коммуникативную. Без грамотного и активного речевого общения сложным представляется взаимодействие с одноклассниками.
Младшим школьникам присуще конкретно-образное мышление. Умственное развитие младших школьников происходит в двух абсолютно противоположных направлениях − и к более абстрактному, и к более конкретному [17, с. 68]. Характерная особенность воображения детей в этом возрасте − опора на конкретные предметы. К примеру, в игре дети используют игрушки, домашние вещи. С их помощью дети легко воображают и воссоздают ситуацию [4, с. 300]. В этот период для воображения характерным является переход ко все более полному и правильному отражению действительности. Дети 9-10 лет уже понимают условный характер своих фантазий. С возрастом усиливается реализм детского воображения, это можно объяснить развитием критичности мышления. Младшие школьники, как правило, непосредственны, живы, жизнерадостны. Общая тенденция в развитии чувств младших школьников заключается в росте их сдержанности и осознанности. На данном возрастном этапе продолжается также развитие высших чувств: интеллектуальных, волевых, нравственных [14, с. 34].
Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали в обществе, как внутренний закон человека, который побуждает его соотносить свои поступки и действия с общественными нормами. Особенности процесса нравственного воспитания: обусловливаются его содержанием – общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого учащегося; своеобразие его целей, проявления нравственной воспитанности, организации и диагностики; включенность в процесс умственного, трудового, эстетического, экономического, экологического воспитания [12, с. 115].
Таким образом, нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное становление и развитие личности ребенка, и предполагает формирование его отношения к Отечеству, коллективу, обществу, к труду, к людям, к самому себе и своим обязанностям. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувства патриотизма, товарищества, интернационализма, глубокое и искреннее уважение к людям, активное отношение к действительности.
Курсовая: методика воспитания младших школьников
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.