Деятельность образовательных учреждений направлена на то, чтобы сформировать необходимую среду для развития личности детей, их способности к творчеству. Творческие способности находят проявление в умении реагировать адекватно на происходящее перемены в жизни, в готовности задействовать новые возможности, которые постоянно предоставляются обновляющейся жизнью, в намерении уйти от традиционных и очевидных, поверхностных решений, в выдвижении неординарных и нестандартных идей.
Главное заключается в том, что творчество дает возможность удовлетворять высшую потребность человека − потребность в самоактуализации и самореализации [21, с. 139].
Анализ взаимосвязей интеллекта и творческого мышления с возрастом свидетельствуют о том, что творческое мышление выступает в качестве онтогенетического предшественника интеллекта. И только тогда становится возможным полноценное развитие интеллекта, при том условии, что в период раннего возраста происходит формирование в равной степени социокультурных навыков и развития творческих способностей. Только развитие творческого мышления формирует фундамент для развития интеллекта детей. Уровень развития интеллекта в старшем возрасте до некоторой степени зависит от развития творческого мышления в период младшего возраста [21, с. 175].
Гибкий характер мышления младших школьников имеет отношение к переоценке и перестройке ситуации, способности рассмотреть новое в привычном, а нестарое в чем-либо новом. Данная особенность зависит от мышления как от умения ребенка выделять в освоенных им средствах мышления новые отношения и свойства, а также от смелости задействовать освоенные ранее средства мышления в новых условиях.
Чрезвычайно важными для развития гибкости мышления детей являются умение подвергать анализу образ объекта и включать ранее неиспользованные характеристики [21, с. 176].
О.П. Колоскова выделяет три уровня развития гибкости мышления дошкольников, которые отличаются разными внешними проявлениями [14, с. 30]. Первый уровень развития гибкости мышления младших школьников. Дети не осознают сложности ситуации, не могут выделить значимые свойства и признаки предмета, объекта, не выделяют какие-либо аспекты средств мышления. На втором уровне у детей появляются попытки анализировать признаки и свойства предмета, объекта. Они выделяют явные и игнорируют значимые, но менее явные.
Анализ средств мышления выражается, однако он не развернутый и не дифференцированный. На третьем уровне у детей выраженным оказывается анализ свойств и признаков предмета, объекта, выделяются явные и скрытые значимые признаки, четким является зрительное ориентирование, дети ясно улавливают специфику сложной ситуации [14, с. 30].
Учитывая специфику процесса протекания творческого мышления младших школьников к развивающим программам предъявляется в настоящее время целый комплекс требований [19, с. 14].
К принципам развития творческого мышления относятся следующие: принцип беглости мышления обусловливает стимулирование способности предлагать многочисленные варианты решений творческой задачи, происходит в соответствии с методом «мозгового штурма»; принцип мягкого соревнования предполагает задействование соревнования между командами, которые меняют постоянно свой состав, и вознаграждением участия и победы нематериального характера; принцип кооперации и сотрудничества предполагает каждое задание выполнять индивидуально, в паре или малой группе; принцип позитивной атмосферы обязывает взрослых поддерживать на занятиях положительную психологическую и социальную среду, которая характеризуется безопасностью в психологическом плане и безусловным принятием ценностей каждого ребенка; принцип неоцениваемой деятельности дает возможность каждому участнику право совершать ошибки; принцип позитивного подкрепления желаемой модели поведения понимается как событие, которое совпадает с определенным действием и ведет к повышению вероятности повторного совершения данного действия; принцип активности обеспечивает развитие творческих способностей детей благодаря их собственной деятельности в процессе решения задач творческого характера [19, с. 14].
Педагог направляет усилия на то, чтобы развить мотивацию достижения успеха как одного из ключевых составляющих любой, в том числе и творческой деятельности [1, с. 12].
Кроме этого, задачи эффективны в воспитании настойчивости, волевых качеств младшего школьника, способствует формированию эвристик, развитию познавательного интереса к самому процессу поиска решения, дает возможность испытать глубокое удовлетворение, связанное с удачным решением.
Задачи способствуют развитию эстетического вкуса младших школьников при выборе наиболее «красивых», рациональных способов их решения.
Курсовая: Методика работы над задачами на пропорциональные величины
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.