Качество усвоения материала учебной программы зависит от многих факторов. Но при прочих равных условиях материал будет усвоен только в том случае, если он доступен ученику. Принцип доступности требует соответствия материала, а также средств и методов его освоения и форм организации обучения возрастным особенностям обучаемых, их образовательной подготовленности и умственному развитию. При этом следует учитывать, что индивидуальные особенности развития каждого из обучаемых редко вполне соответствуют типовым характеристикам, о которых написано в руководствах [4].
В связи с этим следует говорить о необходимости учитывать индивидуальные особенности развития и подготовленности обучаемых. В сфере обучения двигательным действиям реализовать принцип доступности можно при условии выполнения целого ряда требований.
Двигательная подготовленность обучаемых должна соответствовать особенностям изучаемого действия, специфике решаемой двигательной задачи. В основе успеха при освоении двигательных действий лежит развитое мышечное чувство, проявляющееся в способности соразмерять движения с требованиями условий двигательной задачи и конкретной ситуации действия. Мышечное чувство надо постоянно совершенствовать как в процессе выполнения основных изучаемых упражнений, так и в процессе общей технической (двигательной) подготовки — при выполнении упражнений основной гимнастики, в игровых упражнениях.
Доступность изучаемого двигательного действия зависит от качества представления о цели действия и путях ее достижения. Представления формируются на основе сведений, сообщаемых преподавателем, и личного опыта ученика. Если в памяти ученика нет представлений, необходимых для понимания двигательной задачи, способа ее решения и задач обучения, то формирование умений и навыков затрудняется [2].
Чтобы облегчить освоение действия, сделать задачу обучения более доступной, следует планировать период предварительной двигательной подготовки, во время которого изучают необходимые подводящие упражнения или базовые, профилирующие элементы с тем, чтобы, опираясь на них, обучаемые смогли быстро и эффективно освоить основные изучаемые двигательные действия.
Очевидно, для детей младшего возраста следует планировать последовательное овладение двигательными действиями на I2-м уровне, поскольку для них характерна способность к подражанию, воспроизведению, а затем и на более высоких. Обучение подростков и взрослых целесообразно сразу организовывать по третьему типу, с установкой на 3 и 4 уровне усвоения материала.
3. Принцип систематичности
Большинство специалистов считают основой систематичности регулярность и последовательность обучения. Рациональная последовательность обучения сокращает сроки овладения учебным материалом, во-первых, потому, что быстрота и качество усвоения двигательного действия зависит от содержания предшествующего обучения — в этих случаях последовательность определяет доступность, и, во-вторых, потому, что эффективность закрепления пройденного материала определяется необходимостью его последующего применения.
В частности, запоминание материала тем прочнее, чем чаще он требуется для решения задач в учебной и других видах деятельности обучаемого. Здесь систематичность определяет прочность усвоения.
Ассоцианистская теория опирается на теорию условных рефлексов, стереотипии высшей нервной деятельности, разработанную И. П. Павловым и его школой, объясняя формирование двигательных умений и навыков включением старых, готовых двигательных условных рефлексов во вновь формирующиеся двигательные стереотипы [8].
Второе дидактическое правило — «от легкого к трудному, от простого к сложному». Н. Г. Озолин оценивает координационную структуру двигательного действия по шкале «простое — сложное», а динамическую (уровень требований к физической подготовленности обучаемого) по шкале «легкое — трудное».
В. В. Белинович включает в понятие трудности требования к психической подготовленности обучаемого.
Однако на практике отделить легкое и простое от трудного и сложного бывает очень не просто, поскольку сами эти понятия условны, зависят от установки обучаемого, его состояния, условий обучения и т. п.. В дидактике эти понятия рассматривают в единстве.
4. Принцип обучения — наглядность
Само название принципа подчеркивает его первооснову: разглядывание, наблюдение.
Такое понимание вполне обоснованно: именно наблюдение является первоисточником человеческого знания. Обучение через наблюдение имеет место уже у животных.
Однако наглядность не сводится к простому предъявлению объекта изучения. Необходимо, во-первых, сопровождать показ словесным комментарием, организующим процесс восприятия и акцентирующим существенные признаки объекта.
Во-вторых, необходимо обеспечить восхождение от наблюдения единичных конкретных фактов и явлений к осознанию инвариантных признаков, общих для явлений данного класса, к осознанию понятий и закономерностей. Это предполагает не только наглядность факта, но и наглядность закономерности.
При таком понимании процесса познания практика выступает как критерий качества усвоения, критерий истинности сформированных знаний, представлений, понятий. В трактовке принципа наглядности обучения такое понимание по меньшей мере неполно [14].
Практика — это не только критерий истинности знания, она и ориентир познания. Познания вообще не существует, оно всегда опредмечено, связано с деятельностью и осуществляется в аспекте этой деятельности. В этой роли практика присутствует в процессе познания с самого начала — как источник потребности познания, как основа выбора цели, средств, методов и критериев качества обучения.
Восприятие изучаемых предметов и явлений всегда целенаправленно, происходит в контексте той деятельности, овладению которой служит обучение, обеспечивая формирование представления о деятельности и об изучаемом двигательном действии в его смысловом выражении.
Курсовая Физкультура
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.