Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Коррекция звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Фонематический слух — способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак-лак-мак. Прислушиваясь к звукам, подражая речи окружающих, дети учатся из огромного количества разнообразных звуков вычленять только те, которые несут смысловое значение, т.е. слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Хорошо развитый фонетический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, чёткое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми литературными нормами [9, с. 4].
При усвоении звуковой стороны языка, отмечает Д.Б. Эльконин, фонематический слух выступает дважды: один раз на его основе задается образец произношения звука, другой раз – результат действия (18).
Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры речи можно распределить на три основных этапа:
1 этап – от 1 года 6 месяцев до 3 лет;
2 этап – от 3 до 5 лет;
3 этап – от 5 до 7 лет (2).
Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи детей в младшей группе включает игры и упражнения для развития слухового восприятия, звукопроизношения, темпа речи, ее интонационной выразительности. В воспитании звуковой культуры речи детей пятого года жизни, ученые отмечают некоторое противоречие: с одной стороны, особую чувствительность к явлениям языка, осознание произносительных умений, а с другой стороны –  несовершенство произношения многих звуков (13). Именно на пятом году жизни у ребенка совершенствуются и элементы звуковой стороны слова, необходимые для оформления высказывания – темп, дикция, сила голоса и интонационная выразительность. М.М. Алексеева считает, что от владения ребенком произносительной нормой и использования просодических единиц, будет зависеть стиль его связной речи (1). 
 В условиях социальной среды воспитание речевых навыков протекает особенно благоприятно и даёт более стойкие результаты, чем в условиях индивидуальной работы (15). 
Звуковой культурой речи дети в основном овладевают до шести лет в процессе общения со взрослыми в семье и учебно-воспитательной работы в дошкольном учреждении. Она охватывает фонетическую правильность речи и общие речевые навыки (дикцию, темп и ритм речи, тембр, силу голоса, ударение, дыхания, орфоэпические правильность речи).
При правильном речевом развитии и отсутствии органических недостатков органов речевого аппарата звуковая культура речи детей до семи лет достигает весьма высокого уровня развития. Ребенок абсолютно правильно и четко произносит все звуки родного языка изолированно, в звукосочетаниях, словах и фразах в соответствии с нормами литературного произношения. У дошкольника хорошо развит фонетический слух, дифференцирует близко и похоже в словах, легко замечает и исправляет допущенные ошибки звукопроизношения, нарушения ударения, применяет диалектизмы и наречия. В соответствии со сложившейся ситуацией регулирует силу голоса (громко, тихо, умеренно, шепотом) и темп речи (быстро, умеренно, медленно). У ребенка смешанный (диафрагмально-нижнереберный) тип речевого дыхания, плечи опущены, он придерживается пауз, логических ударений, интонационных средств выразительности. Уместно использует вопросительную, повествовательную и восклицательные интонации; ограниченно паралингвистические средства выразительности (мимику движения, жесты).
К семи годам завершается процесс фонематического развития ребенка, формируются достаточно тонкие дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Появляется осознание звукового состава родного языка.
Развитие осознания звуковой стороны родного языка является центральным новообразованием психического развития ребенка в дошкольном возрасте. Дети овладевают приемами звукового и слогового анализа слов как по схеме звукового анализа, так и без нее. Различают и выделяют гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные; определяют количество слов в предложении, слогов и звуков в слове, ударный слог. Ребенок полностью готов к обучению грамоте (чтению и письму).

Picture of Diplom777
Diplom777