Задержка психического развития соматогенного происхождения обусловлена длительной соматической недостаточностью различного генеза (хронические инфекции, аллергические состояния, врожденные и приобретенные дефекты внутренних органов, прежде всего — сердца). В состоянии умственной отсталости у таких детей значительная роль принадлежит персистирующей астении, которая снижает не только общий, но и психический тонус. С другой стороны, большое значение имеет социальный фактор (феномен госпитализма, воспитание ребенка в ситуации чрезмерной защиты), приводящий к появлению таких невротических слоев, как неуверенность, боязнь, капризность, чувство физической неполноценности. Определенное влияние оказывает режим ограничений и запретов, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок. Такие дети, наряду с клинической помощью, нуждаются в интенсивной психологической помощи.
Возникновение умственной отсталости психогенного происхождения в основном связано с неблагоприятными условиями воспитания, мешающими правильному формированию личности ребенка. Социальный характер этой аномалии развития не исключает ее патологической структуры. Неблагоприятные социальные условия, возникшие рано, длительно действующие и оказывающие травматическое воздействие на психику ребенка, часто приводят к стойким сдвигам в его нервно-психической сфере. Эту форму следует отличать от педагогического пренебрежения, что в первую очередь проявляется в ограниченных знаниях и навыках из-за недостатка интеллектуальной информации. Задержка психического развития психогенного происхождения наблюдается прежде всего при патологическом развитии человека по типу психической нестабильности, обусловленной явлениями гипоопеки (пренебрежение). В то же время у ребенка не развиваются произвольные формы поведения, не стимулируется развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов. Особенности патологической незрелости эмоционально-волевой сферы у этих детей сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений.
Аномальное развитие личности по типу «кумир семьи» связано с воспитанием в условиях гиперопеки. При этом ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности, способности к волевому усилию, что в конечном итоге приводит к тем же последствиям, что и при гипоопеке — к отсутствию произвольных форм поведения.
Патологическое развитие личности по невротическому типу наблюдается у детей, воспитывающихся в условиях грубости, жестокости, деспотичности, агрессии. В этих случаях формируется эмоционально незрелая, недостаточно самостоятельная и малоактивная личность. При этом психическая неустойчивость сочетается с задержкой формирования познавательной сферы. Зачастую такого рода задержка психического развития возникает у детей, лишенных семьи, воспитывающихся в закрытых учреждениях.
Основное место в полиморфной группе задержек занимает задержка психического развития церебрального происхождения. Этот вид аномалии встречается чаще других видов вышеописанных состояний, обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности. Изучение анамнеза этих детей в большинстве случаев указывает на наличие причин органической недостаточности нервной системы: патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации, травмы, несовместимость крови матери и плода и т. д.), недоношенность, тяжелое состояние матери в период вынашивания ребенка (феномен нежелательного ребенка), асфиксия и травмы при родах, нейроинфекции, токсико-дистрофические заболевания (диспепсия, хронические пневмонении и бронхиты), травмы первых лет жизни. ЗПР входит в структуру ряда генетических пороков развития нервной системы. При этом состоянии легкая степень церебральной недостаточности нередко сочетается с очаговыми корковыми нарушениями.
Функциональные расстройства центральной нервной системы накладывают типичный отпечаток на психологическую картину задержки психического развития церебрального генеза — как на особенности эмоционально-волевой сферы, так и на характер нарушений познавательной деятельности. Клинико-психологическую структуру этого типа ЗПР характеризует сочетание черт незрелости и различной степени повреждения ряда психических функций. К признакам незрелости относятся: в эмоциональной сфере — явления органического инфантилизма, в интеллектуальной — недостаточная сформированность отдельных корковых функций и недоразвитие регуляции высших форм деятельности.
В зависимости от типа соотношения черт органической незрелости и поврежденности центральной нервной системы выделяют два основных клинико-психологических варианта задержки психического развития церебрально-органического генеза (И.Ф. Марковская).
Коррекция психофизических отклонений у детей у детей с ЗПР
- Diplom777
- Физическая культура
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Diplom777