Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Коррекция нарушений просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Исследования отечественного логопеда-практика О.В. Правдиной показали, что ребёнок начинает овладевать интонационной системой языка уже на стадии гуления [29]. По мнению А.Н. Гвоздева, ребёнок использует понижения интонации, когда спокойно констатирует однословное предложение. В этот период зарождаются оттенки восклицательной интонации, а на втором году жизни – вопросительной. Об отношении ребёнка к содержанию речи можно судить через богатство и выразительность его речи [14].
Логопед-практик Л.В. Лопатина отмечает, что крик ребёнка (исключая момент рождения) модифицируется по высоте, темпу и силе, то есть является интонационно важным по своему коммуникационному содержанию. Он носит коммуникативный характер и является единственным средством коммуникации ребёнка в течение некоторого времени [18]. Фактором выражения такого общения становится эмоциональная интонация. Общение средством эмоциональной интонации Л.И. Белякова называет голосовым, которое формируется на довербальном этапе речевого развития и состоит из восприятия ребёнком речи взрослого [7].
Уже в возрасте двух месяцев, издаваемые ребёнком звуки создают различную эмоциональную окраску, связанную с его состоянием. В это время можно уловить в его криках твёрдую голосовую атаку, выражающую недовольство [7].
Вовремя гуления и лепета складываются все более определённые гласные и согласные звуки, произносимые на мягкой атаке голоса. Сформированность речевых автоматизмов обусловливает плавный переход голосообразования ребёнка на более высокую стадию (образование более сложных условных связей) [7].
По мнению В. А. Артемовой, интонация появляется в возрасте одного года 4 месяцев – одного года 6 месяцев и является основой детской коммуникацией на протяжении полугода. В ясельном возрасте, путём подражания, ребёнок быстро осваивает как словесное, так и фразовое ударение, интонации речи окружающих. [2].
Интонационные перечисления поначалу выражаются без союзов, которые появляются в речи в два года 3 месяца. Вместе с тем, начинает формироваться интонация в сложном предложении. [2]. Как утверждает А. Н. Гвоздев, сложные бессоюзные предложения формируются на четыре месяца раньше, чем союзные предложения. Фразовые ударения усваиваются с одного года 11 месяцев, когда предложения состоят уже из нескольких слов и не отличаются от того, как его произносят взрослые. [14].
На примере своих исследований О. И. Яровенко показала, что различные типы интонации встречаются уже с 2,5 лет. При этом у детей разного возраста интонационное оформление высказываний осуществляется не одинаково. Фразы, в которых дети 2,5 лет используют интонацию, отличаются яркостью и концентрированностью проявлений. [38]
Воспроизведение интонации у ребёнка с нормой развития обеспечивается взаимодействием работы аппаратов дыхания, голосообразования и артикуляции. С того времени, как ребёнок овладевает речью, у него начинает формироваться речевой голос. По причине того, что гортань и голосовые связки в анатомическом и физиологическом отношении ещё мало развиты, ребёнок не может в совершенстве управлять собственным голосом, изменять его по высоте и силе, давать ему нужную интонационную окраску. [1]
Было отмечено, что дошкольники могут чётко дифференцировать интонационные показатели начала и конца предложения, что позволяет сделать вывод о полном овладении детьми данного возраста интонационной системой языка. Ребёнок в возрасте четырёх лет усваивает интонационную систему в плане реализации, в возрасте пяти лет он различает и понимает конец и начало предложения, интонационные навыки соответствуют интонации взрослого человека [1].
Ребёнок старшего дошкольного возраста может уже осознано выражать свои чувства при чтении стихотворения, самостоятельно передавать удивление, радость или печаль. В шестилетнем возрасте он пользуются умеренной громкостью голоса, но по мере надобности может говорить громче или тише, следовательно, ребёнок способен соизмерять громкость собственного голоса с учётом характера высказывания [37].
Однако, следует рассмотреть и другую точку зрения в отношении уровня сформированности детской речи, которая подчёркивает быстроту, нечёткость и смазанность речи, слабую модуляцию силы голоса у детей старшего дошкольного возраста. Дети не владеют речевым дыханием, говорят сквозь зубы, у них отмечается ограниченность движений артикуляционного аппарата, что по мнению учёной, может способствовать неправильному произнесению звуков речи. [37]
Известные исследователи логопеды Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская отмечают, что дети больше говорят в ускоренном, чем в замедленном темпе. Причину ускоренного темпа речи у дошкольников автор видит в возможности у детей этого возраста подражать речи других людей. [31]
Мы полагаем, что будет целесообразным представить этапы становления просодической стороны речи у дошкольников в таблице (См. табл.1) (Приложение 1)
Наряду с имеющимися разными точками зрения о сроках и последовательности развития основных компонентов просодики, анализ научной литературы по данному вопросу позволил сделать вывод о том, что к старшему дошкольному возрасту просодическая система речи детей с нормой развития достаточно сформирована.

Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜