Исследования отечественного логопеда-практика О.В. Правдиной показали, что ребёнок начинает овладевать интонационной системой языка уже на стадии гуления [29]. По мнению А.Н. Гвоздева, ребёнок использует понижения интонации, когда спокойно констатирует однословное предложение. В этот период зарождаются оттенки восклицательной интонации, а на втором году жизни – вопросительной. Об отношении ребёнка к содержанию речи можно судить через богатство и выразительность его речи [14].
Логопед-практик Л.В. Лопатина отмечает, что крик ребёнка (исключая момент рождения) модифицируется по высоте, темпу и силе, то есть является интонационно важным по своему коммуникационному содержанию. Он носит коммуникативный характер и является единственным средством коммуникации ребёнка в течение некоторого времени [18]. Фактором выражения такого общения становится эмоциональная интонация. Общение средством эмоциональной интонации Л.И. Белякова называет голосовым, которое формируется на довербальном этапе речевого развития и состоит из восприятия ребёнком речи взрослого [7].
Уже в возрасте двух месяцев, издаваемые ребёнком звуки создают различную эмоциональную окраску, связанную с его состоянием. В это время можно уловить в его криках твёрдую голосовую атаку, выражающую недовольство [7].
Вовремя гуления и лепета складываются все более определённые гласные и согласные звуки, произносимые на мягкой атаке голоса. Сформированность речевых автоматизмов обусловливает плавный переход голосообразования ребёнка на более высокую стадию (образование более сложных условных связей) [7].
По мнению В. А. Артемовой, интонация появляется в возрасте одного года 4 месяцев – одного года 6 месяцев и является основой детской коммуникацией на протяжении полугода. В ясельном возрасте, путём подражания, ребёнок быстро осваивает как словесное, так и фразовое ударение, интонации речи окружающих. [2].
Интонационные перечисления поначалу выражаются без союзов, которые появляются в речи в два года 3 месяца. Вместе с тем, начинает формироваться интонация в сложном предложении. [2]. Как утверждает А. Н. Гвоздев, сложные бессоюзные предложения формируются на четыре месяца раньше, чем союзные предложения. Фразовые ударения усваиваются с одного года 11 месяцев, когда предложения состоят уже из нескольких слов и не отличаются от того, как его произносят взрослые. [14].
На примере своих исследований О. И. Яровенко показала, что различные типы интонации встречаются уже с 2,5 лет. При этом у детей разного возраста интонационное оформление высказываний осуществляется не одинаково. Фразы, в которых дети 2,5 лет используют интонацию, отличаются яркостью и концентрированностью проявлений. [38]
Воспроизведение интонации у ребёнка с нормой развития обеспечивается взаимодействием работы аппаратов дыхания, голосообразования и артикуляции. С того времени, как ребёнок овладевает речью, у него начинает формироваться речевой голос. По причине того, что гортань и голосовые связки в анатомическом и физиологическом отношении ещё мало развиты, ребёнок не может в совершенстве управлять собственным голосом, изменять его по высоте и силе, давать ему нужную интонационную окраску. [1]
Было отмечено, что дошкольники могут чётко дифференцировать интонационные показатели начала и конца предложения, что позволяет сделать вывод о полном овладении детьми данного возраста интонационной системой языка. Ребёнок в возрасте четырёх лет усваивает интонационную систему в плане реализации, в возрасте пяти лет он различает и понимает конец и начало предложения, интонационные навыки соответствуют интонации взрослого человека [1].
Ребёнок старшего дошкольного возраста может уже осознано выражать свои чувства при чтении стихотворения, самостоятельно передавать удивление, радость или печаль. В шестилетнем возрасте он пользуются умеренной громкостью голоса, но по мере надобности может говорить громче или тише, следовательно, ребёнок способен соизмерять громкость собственного голоса с учётом характера высказывания [37].
Однако, следует рассмотреть и другую точку зрения в отношении уровня сформированности детской речи, которая подчёркивает быстроту, нечёткость и смазанность речи, слабую модуляцию силы голоса у детей старшего дошкольного возраста. Дети не владеют речевым дыханием, говорят сквозь зубы, у них отмечается ограниченность движений артикуляционного аппарата, что по мнению учёной, может способствовать неправильному произнесению звуков речи. [37]
Известные исследователи логопеды Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская отмечают, что дети больше говорят в ускоренном, чем в замедленном темпе. Причину ускоренного темпа речи у дошкольников автор видит в возможности у детей этого возраста подражать речи других людей. [31]
Мы полагаем, что будет целесообразным представить этапы становления просодической стороны речи у дошкольников в таблице (См. табл.1) (Приложение 1)
Наряду с имеющимися разными точками зрения о сроках и последовательности развития основных компонентов просодики, анализ научной литературы по данному вопросу позволил сделать вывод о том, что к старшему дошкольному возрасту просодическая система речи детей с нормой развития достаточно сформирована.
Коррекция нарушений просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.