Общественный порядок складывался согласно двум направлениям – матрилинейность и патрилинейность. Учитывая то, что Тахтарев основывался только на трудах зарубежных ученых, данные несколько разняться. Именно поэтому у большого количества исследователей разные взгляды на этот счет, что может быть вызвано существованием и первого и второго принципа построения родового строя. Матрилинейность предполагала построение на рода на основе женской линии, а патрилинейность по мужской.
Аргументы сторонников оригинальной матрилинейной природы рода таковы. Во-первых, женщины были самыми стабильными элементами общества, так как они занимались домашним хозяйством и воспитывали детей.
Во-вторых, поскольку предполагается, что в начале построения сообщества брак и семья были нестабильны, отец ребенка не всегда был известен, и было легче подсчитать родство женщин. В-третьих, в подавляющем большинстве отцовско-родовых обществ засвидетельствовал пережитки материнского рода. Однако здесь следует отметить, что этнологи знают общества, которые либо вообще не знали клановую организацию, либо считали родство сразу по отцовской линии или по двум линиям одновременно – и по материнской и отцовской. Так что вопрос первичности материнского рода, по-видимому, не может быть решен однозначно в ракурсе всего первобытного сообщества.
По Тахтареву важнейшим понятием социального уклада жизни первобытных людей была религия. В частности, отдельная глава отдается описанию тотемизма и его влиянию на весь общественных строй. Духовная культура способствовала возникновению принципиально новых линий взаимодействия между разными членами общества.
Для ранних форм религии характерно, что люди не отделяли себя от природы, от окружающего мира. Тотемизм — это вера в существование близких связей с тотемом. Тотем — это любое животное, растение, явление природы, которые рассматривались как кровный родственник, а позже и предок определенной группы людей. Род носил имя своего тотема.
Например, австралийские тотемы аборигенов могли иметь тотемы в виде кенгуру, эму, валлаби, какаду, ящериц, ветра. Тотемных животных было запрещено убивать, тотемные растения запрещалось есть, так как нельзя причинить вред тотему.
В дополнение к общим, могли быть и личные тотемы. Во-вторых, анимизм — это вера в души, заключенные в тела и в духов, которые могут существовать сами по себе. Все животные, растения, минералы, явления природы были одушевлены. Существовало восприятие душ мертвых, зла и добра. Например, австралийские аборигены не видели причинно-следственной связи между половым актом и зачатием ребенка, так как они считали, что духи нерожденных детей временно проживают в определенных священных местах, и необходимо сначала найти этот дух и выполнить особый ритуал размножения, чтобы дух ребенка мог войти в матку женщины.
Первобытные люди объясняли многие физические и психические состояния с помощью теории полета души. Например, южные австралийцы говорили о человеке, который находится в коме или другом бессознательном состоянии, что «он без души».
Также они считали, что заболевание связано с тем, что душа пациента отделена от его тела. Во всех случаях, когда мы говорим, что человек был болен и выздоровел, они говорят, что «он умер и вернулся. Именно поэтому в разных странах возвращение потерянных душ — обычная практика колдунов.
Для того, чтобы иметь возможность максимально грамотно рассуждать на данную тему, необходимо ознакомиться с трудом Тахтарева «Наука об общественной жизни, ее явлениях» их соотношениях и закономерности. Опыт изучения общественной жизни и построения социологии». Этот монументальный труд стал главной работой всей его жизни и именно она отражает основные взгляды исследователя. Исследователь считал, что изучение общественной жизни является бесплотным без изучения естествознания, именно поэтому большое внимание в своих трудах он отдает вопросам антропологии и биопсихическим явлениям.
Любая наука в своей основе имеет два базисных понятия – предмет этой отрасли знания и ее историю. Предмет определяет сущность науки, то о чем ведется речь, в каких направлениях необходимо идти и на какой результат нужно нацелиться. История позволяет, словно пазл, сопоставить части уже известного, чтобы осознать, что еще неизвестно и какое направление необходимо развивать. Именно поэтому Тахтарев считал, что для определения проблем современном социологии, важно углубиться в далекое прошлое, провести сравнительный анализ, выявить закономерности и главные явления, которые характеризуют социологию на каждом этапе.
Общественная жизнь, как уже было отмечено ранее, является центральным понятием во всей научной деятельности Тахтарева. В своем закономерном развитии общество проходит пять ступеней эволюции:
1. Примитивное общество, в котором преобладающим является простое присваивающее хозяйство;
2. Родовой общество, построенное на принципах матрилинейности и патрилинейности;
3. Общество по типу сельской общины;
4. Феодальное общество;
5. Общество городского типа.
Константин Михайлович Тахтарев о строении общества, закономерностях общественной жизни и ступенях общественног
- Дмитрий Аксёнов
- Социальная работа
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Дмитрий Аксёнов
Мое имя Дмитрий Аксёнов. Около 30 лет назад закончил РГПУ им. А.И. Герцена. Учился на факультете истории и социальных наук. По специальности работаю 25 лет, читаю лекции в институте. Поскольку нагрузка не слишком большая, я подрабатываю репетитором и пишу научные работы на этом сайте. Люблю свою работу за то, что сам всегда узнаю что-то новое, несмотря на мой возраст, и могу делиться полученными знаниями с молодым поколением.