Предполагается, что то, каким вырастет ребёнок, во многом находится в зависимости от находящегося вокруг его быта. В следствие этого его обожали и почитали в семье – между членов семьи, соседей, а еще в большущий семье, которой являлось правительство в целом. Данный принцип трудился и в оборотную сторону – человек с самого юношества обязан уважительно относиться к старшим, находящимся вокруг и государству в целом.
Конфуций именовал одним из ключевых основ воспитания «сяо» – почтительность по отношению к старшему поколению. Она выражается в почтении к зрелому поколению, фамильным ценностям. Интересы семьи обязаны стоять выше собственных интересов. [4, с. 82].
1.3.От средних веков до нашего времени
Конфуцианские устои и воспитательные принципы существовали в разные периоды истории и по большей части сохранились до наших дней. Во время китайского феодализма, когда государство было разделено на множество царств, подчинявшихся одному императору, правитель имел огромное влияние на всех жителей страны.
Императора почитали наравне и даже выше собственных родителей, и на него в первую очередь распространялось правило «сяо».
Рис. 3. Портрет Императора. Китайская живопись.
С 3 по 10 столетия существующие воспитательные методы и система образования сохранялись, появлялись все новые школы, а также возникли первые университеты. При семье Юань (13-14 века) большую важность приобрели науки вроде математики, медицины, естествознания, астрономии. Эти тенденции сохранились при воцарении империй Мин и Цин (14 — начало 20 века).
Ситуация меняется в 20 веке, при падении императорской власти и приходу к социализму. Система воспитания подверглась большему влиянию государства, демографической политики, новых образовательных учреждений и дисциплин, пропагандирующих социализм. [7, с. 77].