Дети в дошкольном возрасте еще не могут в полной мере осознанно и самостоятельно действовать, но вместе с взрослыми, в том числе воспитателем, способны обучить их этому, так участие в коллективном творческом деле прививает навыки совместной коллективной деятельности. Совместная творческая деятельность старших и младших детей, а также взрослых, позволяет дошкольникам усваивать положительные примеры деятельности и поведения [6].
Роль педагога в процессе коллективного дела обозначить задачи, при этом установка таких задач должна быть неявной. Дошкольники в коллективной творческой деятельности применяют усвоенные ранее знания, умения и навыки, а также приобретают новые. Задача воспитателя в данном случае лишь направлять детей, сглаживать неудачи и ставить акцент на успехах.
Взаимоотношения в детском коллективе оказывают большое влияние на духовное развитие и становление ребенка, на его моральные принципы и установки. Воспитание у ребенка моральных качеств, ответственности, доброты и чуткости возможно, только если взрослый и коллектив показывает эти качества, подает личный практический пример [18].
В процессе коллективной деятельности, такой как совместные игры, общение и труд, дети в старшем дошкольном возрасте усваивают умения совместного планирования, согласовывать действия с другими участниками деятельности, достигать коллективных результатов, а также начинают осваивать способы и методы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в процессе коллективной деятельности.
О.В. Леонтьев отмечает, что для детского коллектива легче организовать деятельность в игровой форме, чем какой-либо иной, например, непосредственно трудовой, для организации которой необходима дополнительная мотивация, а также поддержка взрослых в процессе выполнения. Данная специфика деятельности в дошкольном возрасте обусловлена ведущим видом деятельности детей в данном возрастном периоде, которым и является игра [14].
При грамотном раскладе в организации КТД со стороны взрослого выполнение общих творческих задач может быть удачным. Некоторые дети к концу дошкольного детства способны во всякой работе распределить действия внутри своей группы, все вместе их выполнить, советуясь и помогая друг другу, вместе оценить личные и общие результаты. Отечественный психолог Л. С. Выготский отмечает, что именно старший дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками [5].
На основании знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему. Положительное отношение к труду дошкольники переносят затем и на свою собственную деятельность. В групповых соревнованиях главной опорой служат интересы группы, а триумф или же беду разделяют все совместно.
Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации он поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют. Симпатия у дошкольника становится более действенной, проявляясь как желание помочь, посочувствовать, поделиться [9].
Совместная работа ребят и взрослых считается главным средством объединения коллектива. Целевое назначение имеет каждая коллективная работа. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе сделать картину, украсить зал к празднику или кормушку для птиц, которую трудно было бы сделать одному. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться с взрослым и друг с другом. Если на начальном этапе проведения таких работ, дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже начинается общение друг с другом [16].
Становление коллективных основ жизни, инициативы, самоуправления, отношение к близким людям, проходит через коллективно-творческую работу. Чем насыщеннее содержание КТД, тем больше воспитательный результат в плане нравственного, трудового, эстетического, интеллектуального и физического воспитания [7].
Под руководством взрослого, дети планируют, договариваются, узнают, дают подсказку, сопереживают. Задача педагога обучить ребят как договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища. Могучей силой делаются КТД, они притягивают детей в детский сад, обеспечивают занятость. Дети получают лестный чувственный настрой, гарантирующий ситуацию успеха.
Работу в направлении создания ситуации успеха начинать нужно с несложных заданий и игр, где возможно выиграть каждому ребенку. Далее уже поддерживать это стремление, так как оно позволяет ребенку стать более активным и обрести уверенность в себе и в общении. На основе этого состояния меняются уровни самооценки, самоуважения. Основа ожидания успеха содержит в себе стремление к одобрению, утверждения своего «Я».
Коллективная творческая деятельность как средство формирования общественной активности личности
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.